История школы

12.03.2019

История школы.

       Андийская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Героя России М.Р. Казаналипова находится  с. Анди Ботлихского района Республики Дагестан.

Школа состоит из 3-х корпусов, 2 корпуса школы  были построены 1924 г. и 1932г. из бутового камня, 1 корпус, из щитовки построенный  в 1994 г.

       В  начале 20 века, 1923 – 1924г, открылась в Верхнем Ауле с. Анди  школа. Это было каменное одноэтажное здание, состоящее из 2 классов, коридора и кабинета. Сначала - двухлетняя начальная школа, потом - четырёхлетняя.  Менялась жизнь, росла тяга людей к образованию, росла и школа. Тесно ей стало в скромном  помещении и 1924году пристроили еще 2 класса. В школе учились разновозрастные дети, наполняемость в классах была большая.  

 

Первыми учителями школы стали:

Дибиргаджиев Гамзат Умаханович - учитель начальных классов;

Магомедов  Изамудин Ибрагимович- учитель начальных классов;

    В 1932г. закончилось строительство  одноэтажного каменного здания из 4-х классов. Сначала это было семилетняя школа, а обучалось 170 человек. В школе учились, и дети соседних сёл ( Гагатли, Ашали, Зило  Риквани,).

     Нелегкое время пришлось на долю подростков и юношей нашего села, учившихся в первые годы школы: плохо или вообще не знали русский язык, не хватало письменных принадлежностей, не было образованных учителей.  

"В 1972 году построили новую школу в Среднем Ауле с. Анди. Новая средняя школа гостеприимно принимала своих учеников. Торжественная линейка, почётные гости, приехавшие поздравить детей и педагогов. 46 первоклассников с букетами цветов и их родители. Звенит первый звонок, начинается новый учебный год в новой школе. Коллектив педагогов, среди которых опытные учителя и молодые специалисты, уже тогда решили: «Здесь будет интересно жить и учиться». Начали с закладки аллеи деревьев в школьном дворе. Старт был взят, задачи поставлены".

 

       В связи с тем, что селение расширялось и детей стало больше, была открыта Андийская восьмилетняя школа 1 сентября 1981 г. по приказу министра просвещения ДАССР № 165 от 21 августа 1981 г..Директором школы назначили, Темирханова Болача Темирхановича, хорошо знающего сельскую жизнь, понимающего трудности, стоящие перед учителем.  Учитывая особенности жизни села: отсутствие культурных центров не должны ограничивать возможности эстетического и нравственного воспитания подростков. Так сформировалась общая концепция дальнейшего развития школы. Лучшие традиции нашей сегодняшней школы закладывались именно в то время. Интересные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (Темирханов Т.Т., Арашев А.Г., которые работали в школе). Уникальные документы, интересный материал, расположенный в разных тематических отделах, - всё это помогло найти новые формы работы с детьми.

     Стремление знать больше, уметь больше, жить лучше и интереснее стало главным принципом школы. Важно, что учительский коллектив, сформированный в 1981 году, не распался, многие продолжают работать, другие приводят в школу своих внуков, активно включаются во внеклассную работу. По-другому просто невозможно: школа – их детище, сколько сделано, вложено, отдано нашими ветеранами: Свинтицкой А.И., Абдулжалиловым А.Т..Хасаевым Г.Х.,Мухтаровой З.Г.........

 

       В 1983 г. исполком Ботлихского райсовета народных депутатов №115 просит министра просвещения ДАССР войти с ходатайством в Совет Министров  о реорганизации Андийской ВШ в Андийскую СШ № 2,  но этого решения не было.

     Только на основании постановления Администрации Ботлихского района № 46 от 13 июня 1995 г. Андийская неполная средняя школа была реорганизована в Андийскую среднюю (полную) общеобразовательную    школу № 2.

     Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 23 января 2001 г. № 22 в целях увековечения памяти Казаналипова Муртазали Расуловича, погибшего в бою с бандформированиями постановило:  Присвоить имя Героя России Казаналипова Муртазали Расуловича « Андийской средней (полной) общеобразовательной школе №2» с. Анди Ботлихского района РД.

   

 

     Андийская СОШ №2 подчиняется Ботлихскому УО.

     Учредителем Андийской СОШ №2 является администрация МР «Ботлихский район»

     Андийская СОШ № 2 осуществляет образовательную деятельность в сфере начального, основного общего, среднего (полного) общего образования.

     На год образования Андийской ВШ работало 16 учителей.

           На 01.09.2017 г. в Андийской СОШ №2 работают 37 педагога и все местные.

                                        Сведения о руководителях школы:

Ф.И.О.

Дата рождения

Дата пребывания в должности

Должность

1

Темирханов Б.Т.

1938

1981-1986

Директор

2

Хасаев Г.Х.

1958

1981-1983

Зам. дир. по УВР

3

Ибрагимов А.М.

1957

1983-1986

Зам. дир. по УВР

4

Расулов А.Х.

1953

1986-1997

Директор

5

Албекгаджиев А.Д.

1954

1987-1997

Зам. дир. по УВР

6

Албекгаджиев А.Д.

1954

1997-

Директор

7

Гаджиев А.Б.

1974

1997-2002

Зам. дир. по УВР

8

Ибрагимов  М.Г.

1965

2002

Зам. дир. по УВР

9

Магомедгаджиев С.А.

1959

1995

Зам. дир. по ВР

10

Албориев А.А

1972

2010

Зам.дир.по ИОП

 

     За мужество и отвагу, которую проявили работники школы в августе 1999 г. против чеченских бандформирований были награждены орденами и медалями следующие работники школы.

Ф.И.О.

Должность

Медаль, звание

 

Албекгаджиев А.Д.

Директор

«За отвагу»

 

Албориев А.А.

Уч. физики

«Орден Мужества»

 

Гаджиев А.Б.

Зам. дир. по УВР

«Орден Мужества»

 

Ахмедов Х.М.

Уч. ОБЖ

«За отвагу»

 

Магомедов М.М.

Уч. математики

Заслуженный учитель РД

 

Ибрагимова М.И.

Уч. н/кл.

Заслуженный учитель РД

 

Албекгаджиев А.Д.

Директор

Заслуженный учитель РД

 

Гаджиев М.Н.

Уч. н/кл.

Отличник РД

 

Гамзатова А.М

Уч.н/кл

Отличник РФ

 

Алисултанова М.А

Уч.н/кл

Кандидат филол.наук

       Современная школа – креативная, компьютеризированная, динамичная, держит равнение на свои лучшие традиции, не забывает своих ветеранов, гордится выпускниками. А нам есть чем гордиться – Амирханов Хизри Амирханович, Умаханов Умахан Магомедгаджиевич, Алиев Руслан Ахмедович, Ибрагимов Ибрагим Магомедмирзаевич, Гереев Грей Тавсукилаевич, Алибекгаджиев Алибекгаджи Дулдулаевич, Ахмедов Зулумхан Ахмедович, и многие другие пополнили список наших лучших выпускников. В школе открыта мемориальная доска в честь героя России М.Р.Казаналипова

       Сейчас школой руководят люди, которые душой болеют за ее будущее: директор – Албекгаджиев Ахмед Дулдулаевич, Заслуженный учитель РД, завучи – Ибрагимов М.Г, Магомедгаджиев С.А., Албориев А.А.

Главный принцип школы – школа для детей. В школе сложился стабильный молодой коллектив учителей, профессионально компетентных,  творческих и увлечённых. Появились новые традиции. Традиционными стали «Предметные Недели », «Дни здоровья». В школе  создана детская организация «Пионер Дагестана» под руководством Ибрагимова С.М., в организации есть свой девиз, гимн. Главным принципом деятельности организации стало самоуправление.     

     Педагогический  коллектив продолжает жить активной насыщенной жизнью. В школе 39 учителей: 4 из них имеют высшую квалификационную категорию, 22 первую квалификационную категорию.

    Коллектив педагогов осваивал новые программы. Был введён предмет «Информатика и вычислительная техника», упорно вкладывают своё мастерство в обучение ребят: Алисултанова М.А., Гамзатова А.М., Хасаев Г.Х., Гаджиев А.Б., Абдулжалилов А.Т.  Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения и возвращаются в село хорошими специалистами: Магомедова З.М.-учитель биологии, Магомедова Х.И..-учитель начальных классов, Алисултанова Б.А-учитель истории, Магомедгаджиева М.С.-учитель английского языка.  

     У нас  талантливые дети, среди них победители муниципальной научной конференции школьников:

МичошоеваМ.М., Хасаймирзаева П.Х. Ребята  участвуют и становятся победителями в районных  соревнованиях по спорту. Возглавляет спортивную жизнь школы Гаджиев А.Б- учитель физкультуры.

Неоднократно были выставлены творческие работы детей, резьба по дереву, не только в районе, но и в Республике. Наши ребята заняли призовые места благодаря знаниям, которые они получили от учителя трудового обучения  Ибрагимова С.М.

    

           Работа наших учителей была отмечена грамотами и благодарностями ОНО(РУО), главой Ботлихского района.

       Школа богата своими традициями и инновациями. Многочисленные кружки и детские организации школы развивают в ребятах чувства прекрасного, приобщают к великой культуре и истории нашей страны, Республики, района, села. Школьная спортивная площадка - это излюбленные места занятия спортом и отдыха детей. В школе проходят все торжественные мероприятия, связанные не только с жизнью школы, но и родного села.       

    Но самое важное в нашей школе – это дети и замечательный коллектив высокопрофессиональных педагогов, работающих с использованием  современных технологий обучения.

    Сегодня в школе обучается 280 учащихся. Предельная на-емость – 200 учащихся. Школа имеет 18 учебных кабинета, один спортивный зал, одна  мастерская, столовая, кабинет информатики, библиотеку. Занятия проходят в 2 смены.Хочу такой сайт

    На территории школы раскинулся сад, посаженный выпускниками и учителями,  замечательные цветники, благоустроенная спортивная площадка.

    Много красивых слов можно сказать о нашей школе, но пусть об этом скажут цифры и конкретные дела, с которыми вы можете познакомиться в разделах нашего сайта.

    

      «Идти впереди времени, не останавливаясь на достигнутом, на благо детей», - девиз педагогов нашей школы. Школа всегда понимала, что не имеет права на застой, что успех только в движении. И сегодня,  вступив в третье тысячелетие, школа по-прежнему готова принять все новое, изменить то, что уже устарело, и в то же время остаться надежным островом счастья и доверия для тех, кто называет ее «Наша школа».

 Развитие и становление образований – одна из ярких страниц историй нашего горного края .

Большой вклад в это благородное дело внесли русские учителя ,приехавшие в Дагестан в 40-60 – е годы. Своим добросовестным трудом, преданностью профессии и интеллигентностью они заслужили почет и уважение наших людей  оставив о себе хорошую память . Кропотливая работа , романтическая самоотверженность и целеустремленность удостоились поистине всенародной благодарности. Гете считал: «Тех, у которых мы учимся ,правильно называют нашими учителями , но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».

         Мы знаем – эти люди заслужили высокое звание - Учитель. Их труд не был легким, но они выбрали именно эту дорогу и шли по ней, оставаясь верными своей внутренней потребности и благородному долгу – нести людям свет знаний. Нет на свете людей более нужной и более востребованной профессии, чем учитель.

         Все мы когда-то учились в школе. И у каждого из нас был свой учитель с большой буквы. Поистине - труд учителя в судьбах тысяч людей.

         Много интересных людей работало в то трудное послевоенное время в системе образования района. Они высоко несли звание российского учителя, принесли русский язык, богатую культуру в отдаленные дагестанские села. Совсем молодые юноши и девушки из различных уголков России. И процветания Отечества, воспитания достойных граждан.

         Многие из приезжих по зову сердца и долга связали свои судьбы с Дагестаном. И сегодня, когда наше общество на перепутье, зримо встает вопрос о роли и месте русской интеллигенции. Ее представителей мы должны упомянуть добрым словом.

         Память о них будет всегда жить в сердцах жителей нашего села. Об их подвиге молодым поколениям будет напоминать памятник русской учительнице  в живописном уголке на проспекте Петра 1 у озера Ак-Гель в столице нашей республики.

         Открыв этот памятник, выразив благодарность русским учителям  – всем тем, кто работал во имя становления и процветания нашей республики.

 Со  дня  открытия  школы  в  Анди  в  ней  работали  многие  представители   русского  народа.  По  большей  части  это  были   молодые  девушки-выпускницы  педагогических   учебных  заведений  СССР.  Как  известно,  в  те  годы  в  нашей  республике  не  хватало  специалистов,  особенно  учителей.  И  вот  они,  русские  девушки  и  парни,  приехали  сюда,  чтобы  совершать каждодневный подвиг. Им было трудно. Они не знали языка, местных обычаев, жили среди незнакомых людей. Свободное время проводили  за книгами, привезенными из России. Но они испытывали радость от того, что дети сельчан учились хоть и с трудом, но с большой охотой. И потому многие учителя работали самоотверженно, с большой отдачей,  не считаясь ни со временем, ни со здоровьем.

В 2019 году исполнилось 72 года, как Анна Ивановна Свинтицская приехала в Анди и стала работать в школе. Она внесла свою лепту в обучение и воспитание целого поколения жителей  села.

Анна Ивановна родилась 10 января 1926 года в станице Петропавловской Краснодарского края. В 1947 году окончила естественно-географический факультет Майкопского государственного учительского института. Минпросом СССР  была  направлена на работу в Дагестан, в село Анди Ботлихского района. Преподавала в 5-10 –х классах биологию, географию, химию. Работала завучем, и. о. директора.

А.И. Свинтицкая говорит: «… Считаю, что годы моей работы в Дагестане прошли не зря, я тоже вложила частичку своего труда в дело обучения и воспитания горских детей. А теперь вы встали на ноги, обходитесь своими кадрами. Это очень хорошо… Мы трудились, считая это своим долгом, хотя, мысленно возвращаясь в то время, думаю, что мы ( русские учителя) могли бы сделать больше и лучше, если бы приезжали не молодые выпускники института, а имеющие опыт педагоги, но зато у нас были задор, энергия, молодость, и большинство работали самозабвенно».

В это трудное время она вместе с обучением горских бойких ребятишек выполняла и те работы, которые лежали на плечах горянок, помогала ухаживать за скотиной, собирать урожай.

Анна Ивановна с теплотой вспоминает, как директор школы Баязов Рамазан опекал их, заботился, помогал выписывать продукты  питания  из колхоза. Правление колхоза из своих скудных запасов выделяло приезжим продукты.

Многие из учителей выполняли, помимо своих прямых обязанностей, общественные поручения: создавали кружки, проводили беседы на профилактические и политические темы, помогали в оформлении школы и села к праздникам и т. д.

         Необходимо подчеркнут, что русские учителя в те годы считались полноправными жителями села. Они усвоили не только язык, но и обычаи, и обряды горцев, становились активными участниками всех мероприятий, проводимых в ауле.

         В работе и отдыхе, в горе и радости рождалась дружба, крепло братство, укреплялось взаимопонимание.

         В последующие годы в Анди прибыла новая группа русских учителей.
         Это:

1.     Абдулаева София Галиевна

2.     Ананьева Мария   

3.     Будкова Н.

4.     Гордеева З. И.

5.     Григорьева Вера М.

6.     Жукова Людмила Григорьевна

7.     Зюзина Мария Петровна        

8.     Иванова Людмила Ивановна

9.     Копылов Анатолий Сергеевич

10.             Кургалиева Мария

11.             Недведская Мария

12.             Неляпина Клавдия Егоровна

13.             Орехов Виктор Григорьевич

14.             Попова М. С.

15.             Рогозина М. П.

16.             Савлаева Людмила

17.             Свинтицкая Анна Ивановна

18.             Слащева Раиса Алексеевна

19.             Смирнова Вера

20.             Солонникова Мария П.

21.             Федоров М.

22.             Шубин Н.

Это было новое поколение педагогов, обладающих глубокими знаниями, профессиональным мышлением и творческим потенциалом. Среди них уже были местные учителя – Гитинова А., Ахмедов Камалбек Халидович, Хизриев Зулкар Рамазанович.

         Способность каждого ученика, разбираться в особенностях его характера, умение выявлять его интересы и желания были для этих учителей.

         Молодые педагоги энергично взялись не только за обучение и воспитание детей, но и стали пропагандистами политинформаторами, вели комсомольскую работу, создали вечерние курсы по изучению русского языка, после уроков готовили девушек-горянок для поступления в вузы и техникумы, ставили спектакли, выпускали стенгазеты.

         Вот что рассказывает Заграт Магомедова, одна из первых горянок села, поступившая на педагогические курсы: «София Галиевна в течение четырёх месяцев терпеливо и настойчиво учила меня после занятий русскому языку, диктовала целые тексты и тут же проверяла, радовалась моим успехам, что окрыляло меня. Я в вечном долгу перед ней. Огромное спасибо ей за это».

         Благодаря неустанной работе русских учителей в первый же год по окончании восьмилетки некоторые из выпускников поступили в педучилища. Многие из них ныне работают учителями в Андийской средней школе и других школах района. Ныне уже они продолжают  традиции своих учителей, обучая новое поколение горцев «разумному, доброму, вечному». Многолетняя безупречная работа русских учителей, приехавших в Дагестан в те далекие 40-60-е годы прошлого века, дала свои плоды. Сегодня во всех отраслях народного хозяйства, науки и культуры трудятся их ученики. Они достойно продолжают и берегут традиции бескорыстия, преданности долгу, просветительства, характерные для их учителей. Благородный учительский труд, равноценный подвигу, достоин высокой оценки и признательности наших людей. Благородные андийцы всегда с большой любовью и уважением вспоминают русских учителей.

ДОЧЕРИ КУБАНИ – НЕВЕСТКИ  АНДИЙЦЕВ

В жаркий августовский день на согретые солнцем камни  у дороги сели отдохнут  две девушки. Растирая уставшие ноги, обе смотрели куда-то  вперед.

-Неужели село, в самом деле, где-то за этими облаками? – высказала свои опасения одна из них.

Подруги обреченно посмотрели на уже пройденный путь .

- Аня, ты что, боишься ? - спросила другая.

-Не знаю даже, что  сказать. Такое чувство, будто очутилась на другой планете .

-Да и вправду, эти земли очень отличаются от кубанских, но посмотри , какая вокруг красота !

-К чему мне природная красота ? Я приехала в неизвестное место , к новым к новым не знакомым мне людям , и поэтому задумалась о своей жизни среди них.

Обе замолчали и оглянулись вокруг.

 

Этот диалог произошел много лет назад, в далеком 1948 году. И не случайно на горной дороге в село Анди оказались две молодые девушки с Кубани. Выпускница Майкопского педагогического института Анна Свинтицкая  незадолго до этого получила письмо из Дагестана. Писала ей двоюродная сестра , студентка из Буйнакского педагогического училища Раиса Слащева . Раиса приглашала ее работать в Дагестан в одну из школ . «Скажу честно здесь не все так хорошо , но ты привыкнешь и полюбишь эти горы и горцев» ,- писала она . И Анна согласилась поехать в Страну гор.

Привыкать ко  всему этому было очень сложно, но девушки  не сдавались. И первой и первой преградой было незнание учениками и их родителями русского языка.

-Я не смогла пятиклассникам даже тему урока объяснить, - призналась после первого урока  Анна Ивановна завучу школы.

Так же и проходили следующие уроки. Ни жесты, ни рисунки на доске , ни наглядные пособия не помогали в общении  с учениками .

-Не беспокойтесь, можно что ни будь придумать, - успокаивал молодых учительниц Завуч Умаханов Халитбег. – Ведь говорят же : «Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе» .Попробуйте сами выучит андийский язык.             

 

Но беспокойство девушек только возрастало. В школе была низкая посещаемость, и они решили, что причина в них. Все это нередко доводило девушек до слёз.

Именно в таком виде застал их однажды в учительской директор школы. Узнав причину слёз, он поспешил их  успокоить, объяснив, что низкая  посещаемость-не результат их деятельности, а беспечность родителей  и учеников, что в сезоне полевых работ они оставляют  их дома помогать им.

И с этого дня Раиса и Анна начали ходить по домам к родителям своих учеников, проводить беседы и убеждать их не мешать детям учиться в горячую пору, освободить  от сельхозработ.

«Какая нам польза от вашей ботаники , на наших камнях все равно ничего кроме пшеницы и ржи не вырастишь»,- бросила им с возмущением мать одного из учеников.

Эти слова глубоко засели в сердцах девушек. Долго они искали выход из положения. И придумав, написали письмо к себе на родину с просьбой выслать им семена моркови, капусты и других овощей.

С наступлением весны обе учительницы выкопали под огородом небольшой земляной участок рядом с домом и посадили там овощи. Осенью, увидев собранный ими урожай, андийцы были удивлены. И со следующей весны они сами начали сажать овощи в огороде.

Обе девушки с далёкой Кубани очень полюбили горы горцев, они стали своими и для андийцев. Через год после своего приезда в село почти одновременно вышли замуж за местных ребят.

Они создали крепкие семьи, вырастили хороших детей, сын Анны сегодня директор нашей школы. 

-Скажите честно, Анна Ивановна, неужели вы все эти годы ни разу не пожалели, что связали свою судьбу с Дагестаном?

-Никогда. Я не ошиблась в выборе своего пути,- с уверенностью ответила Анна на чистом андийском языке.

- У меня сложилась хорошая семья, меня уважают родня мужа, коллеги и все односельчане. А это многого стоит.

У Раисы Слащевой четверо сыновей, все получили высшее образование, работают на хороших должностях.

Сейчас Раиса Алексеевна на пенсии. Нашёл я ее в сарае, где она управлялась со скотом. Увидев это, незнающий человек мог бы подумать, что она всю жизнь была не педагогом, а дояркой. После такого моего замечания она с улыбкой заметила: «Если я 50 лет обучала и воспитывала детей, то вот уже 59 лет я ухаживаю за своими домашними животными».

Вот такие они, эти женщины, променявшие свою равнинную Кубань на высокогорное Анди. Здесь они живут, говорят на местном диалекте, приняли нашу веру и стали своими для горцев.

Слащева Раиса Алексеевна

Дети – смысл жизни

В 1947 году, окончив Буйнакское педагогическое училище, Слащева Раиса  Алексеевна приехала работать в далеко горное село Анди.

    «По началу было трудно, - вспоминает она.- Самое трудное- это преодолеть языковой барьер».

     Первые уроки, первые радости. Первые огорчения…

     Поиски, неудачи, срывы…немало трудностей ожидало ее в горном селении.

     Но не испугалась их Раиса Алексеевна. 60 лет отдала она в школе .

     Это  60 трудных, прекрасных лет ее жизни, считает она.

        Сотни  и сотни  детей  научила  она за это время  читать и писать, дала им первые уроки нравственности  и гражданства, научила общаться с книгой- верной  помощницей и другом жизни  каждого человека.

            Несомненно, в основе всего достигнутого за это время  немало.

           Ее ученики  всегда  лучше владели  русским языком , отличались умением логически мыслить , культурой поведения .

Тщательно, ответственно готовилась она к каждому уроку, старалась сделать их интересными, содержательными и запоминающимися, всегда комплексно подходила к обучению детей, искала индивидуальное в каждом ребенка. Ласковая и требовательная к детям – вот ее стержень  работы.

          Раиса Алексеевна видела в каждом ученике  одаренную личность, находила каждому  ребенку  индивидуальный  подход.

 Работа педагога – это огромный  труд, вложенный учителем  в дело  обучения и воспитания подрастающего поколения , Самая  ценная для учителя благодарность_ это хорошая  успеваемость ее учеников, блеск, их глаз, любовь  к ней.

     Много выпускников  на счету  у Раисы Алексеевны. Многие из тех , кого она научила писать и читать , сегодня работают в школе педагогами.

 Неразрывна была ее учительская работа с общественной.

Она нашла и свое личное счастье в Анди.  Вырастила четверых сыновей.

Поистине ее жизнь отдана детям, и ей есть чем гордиться, вглядываясь  в прошлое.

Джабраилов А.,

бывший директор  Андийской средней школы

 

 

Свинтицкая Анна Ивановна

В горах прошла моя юность

     Свинтицкая Анна Ивановна, 1926г.р., окончила  Майкопский  государственный учительский институт в 1947 г. по специальности биология. География. 

     Я была направлена Минпросом на работу в Дагестан. В те годы нужно было отработать 3 года по направлению, кто без уважительной причины не хотел ехать. Того порой и судили. Говорили, что мол. Государство вас учило. А теперь вы езжайте учить дагестанцев. Из Махачкалы меня и мою двоюродную сестру Слащеву Раису Алексеевну. Окончившую Буйнакское педучилище. Направил в Ботлих. Из Махачкалы до Ботлиха мы с ней ехали на грузовой машине целый день. Очень страшно и непривычно было видеть одной стороны высокие горы. Внизу --- ущелья. Ведь мы выросли на раздольной и привольной Кубани.

     После августовского совещания меня и сестру Раису направили в с. Анди. Вещи наши (чемоданы) на арбе запряженной  быками увез андиец. Нам дали проводника Гаджиева Султана. C которым целый день  шли пешком до селения. А я по глупости надела босоножки на высоком каблуке. И когда ноги болели, я их снимала  и шла босиком, но от мелких камней ноги болели не меньше. Так мы еле—еле к вечеру дошли до села. Поднявшись в Анди, очень расстроились,  даже плакали , когда увидели каменные высокие серые стены (как в тюрьме) , дома с земляными крышами , только в школе была крыша, крытая железом , а больницу построили под крышей уже в 1946-1947 г.

Утром пришли в школу – это была семилетняя неполная школа , директором был Баязов Рамазан , хороший был человек, а завуч Умаханов Халидбег (гагатлинец) , его жена Асильбика преподавала русский язык в старших классах , но и оба окончили Буйнакское педучилище . В начальных классах работали учителями андийцы , окончившие 7 классов этой же школы (Халиков Мовлидгаджи , Темирханов Темирхан и др. ). Русским языком владели слабо , а ученики вовсе плохо . Книг , тетрадей не хватало, ребята плохо понимали по-русски , на доске 3-4 строчки из темы урока если напишу , то это не могли выучить .  Классы отапливались небольшими  железными печами , которые  топились кизяком , покупаемым школой  у сельчан . Андийцы на санях, запряженных быками , подвозили его к школе . Кубометр кизяка стоил 5-7 рублей . Технички топили печи до прихода учащихся . С продуктами было трудно , иногда даже голодали , пока зарплату не получим . Рынок в селе отсутствовал , и находился в с. Гагатли ,а по  субботам андийцы шли туда на торговлю  . Учителям давали по 1 пуду муки 3-го сорта . Родители в школу часто не отпускали детей , особенно девочек , поэтому классные руководители почти ежедневно посещали на дому учащихся , даже сельский совет штрафовал родителей учеников, злостно не посещающих школу . После войны жилось всем трудно . Машин в селе не было , и в Ботлих на августовские совещания учителя ходили пешком. Также  андийцы шли пешком  на рынок в Ботлих и в Ведено за керосином , зерном и т д. Через несколько лет в Анди появилось грузовое такси , а еще через несколько лет – автобус до Ботлиха . В Анди открыли 8-й класс , затем 9-й и в 1955г . -10-й класс . Учителями были приезжие из центральных районов Росии , Краснодарского края , а также из Махачкалы , из Ботлиха , Хелетуры, Шодрода и др. После окончания 10 классов некоторые андийцы продолжили учебу, стали поступать в вузы, педучилища, мединститут, девочки тоже поступали учиться. В школе я работала 40 лет, в 1987 году оставила работу по состоянию здоровья, т. к. 2 раза попала в автоаварию .С мужем Албегаджиевым Д. прожили 55 лет, он тоже работал в школе учителем труда. В 2002 году он умер.

       Бывшие мои ученики работают учителями, врачами, ветврачами, финансистами. В Анди я живу 73-й год, видела и хорошее, и трудности были большие. Раньше в Анди не было электричества : при керосиновых лампах писали планы, воду таскали из речки, зимой было очень нелегко, потом провели трубопровод в село.

        Трудности,  которые мы испытали, дай Аллах никому не испытать. Дагестан был отсталой республикой, культура, хозяйство были на низком уровне. Русские учителя,  врачи, комсомольцы, культработники, агрономы – именно они самоотверженно работали после войны и подняли хозяйство, промышленность Дагестана. Учителя учили, врачи лечили дагестанцев, и поэтому если дагестанцы будут неблагодарны русским специалистам и будут вытеснять русских из Дагестана, то грош цена такому народу. Современная молодежь, конечно, не знает, как жили люди 40-50 лет назад. Когда я рассказываю молодым, в каком состоянии было село Анди и как мы жили, они удивляются и не представляют, что так и было.

         В настоящее время жизнь андийцев и всех дагестанцев заметно изменилась в лучшую сторону, хотя еще есть много трудностей в горах. Здесь жить можно: чистый воздух и вода, альпийские луга, экологически чистые продукты, лето не сильно жаркое, но зимой, правда, плохо. Когда бывает пурга, во дворы наносятся сугробы снега, и его некуда сбрасывать, его выметают прямо на проезжую дорогу. Если в Анди будут хорошие дороги, постоянно электрический свет , топливо ( уголь , дрова ) , то можно очень даже хорошо жить в горах . При советской власти дрова, уголь в Анди постоянно завозили , а в настоящее время дров нет , а уголь редко когда привозят . Это плохо.

Раньше в Анди была одна школа в верхней части села , теперь в средней части села построили новую школу , больницу, количество учителей , медработников увеличилось в 2,5 раза , все они _местные специалисты . Благосостояние , культура андийцев намного повысились и сильно отличаются от того, что было в 50-60-х годах.

Когда я приехала в Анди в 1947 году, здесь не было фруктовых деревьев, никто не сажал лук , чеснок , капусту и другие овощи, все это покупали у ботлихцев. Теперь здесь многие посадили фруктовые  деревья  , выращивают разные овощи. Впервые лук , чеснок, капусту посадила я на клочке земли в 5-6 кв. м.

         Раньше , до 80-90-х годов андийцы на своих участках в 30-40 соток сеяли пшеницу твердых сортов ,ячмень, овес для скота, картофель, лен, черный горох, а теперь сажают только картофель , другие культуры не сеют, вспахивать землю нечем, нет быков у сельчан , за исключением 2-3 сельчан , у которых есть быки , и они подготавливают участки под картофель. Одни сельчане занимаются скотоводством , летом бывают в горах , другие занимаются торговлей.

         Дома у андийцев теперь крыты железом и шифером, красиво отделаны , за исключением некоторых домов с земляными крышами , есть современная мебель в домах , многие имеют машины , работают частные магазины. Некоторые андийцы уехали в Хасавюрт, Кизляр, Аксай, Махачкалу, в Ростовскую область ,Краснодарский край , в Россию , там хорошо живут . И это радует. Пословица говорит – забудь , что ты делал хорошо (добро) другим, а помни всегда, что тебе делали добро.     

Из воспоминаний учительницы русского языка Андийской СШ Мухтаровой Зумруд Гасановны

1966 год. Я, выпускница факультета русского языка и литературы Дагестанского педагогического института, получив диплом и направление в с. Анди ботлихского района, приехала на место работы. Тогда   еще из райцентра в Анди приезжали на санях, запрягая быков. Село как село, каких много горных районах, только я с удивлением смотрела на женщин и девушек в белых платках. Привычные цветные  платки были на женщинах-служащих: учительницах  медсестрах. Такие платки трудно было купить в магазинах. Андийские люди добрые, приветливые, отзывчивые.

               Первой, с кем я встретилась из школьных учителей, была учительница младших классов  Болатханова  Мисиди  Джамбулатовна – школьный парторг, а я ведь была кандидатом  в члены партии . Чуть- чуть позже  ко мне приехали выпускницы Коломенского педучилища    Московской области Викулова Нина Сергеевна  и Полищук Валентина, выпускник таганрогского пединститута русовед Магомедов Гамзат Алимурзаевич. Вообще, нас, молодых учителей, стало больше, чем умудренных опытом. Мы, молодые, энергичные, свободные от семьи, работали много. Электричества не было, быстро темнело, но мы не унывали.

     С 1947 года в Анди жили 2 учительницы со своими семьями. Это Анна Ивановна Свинтицкая и Раиса Слащева. Они с Кубани и тоже приехали по направлению.

      Опытные учителя нам помогали и методическими советами. Бывало, мы собирались вечерами у кого-нибудь из местных учителей. Правда, с продуктами питания было трудно. По воскресеньям группа педагогов ехала или в Грозный, или в Ведено за продуктами. Иногда местные учителя звали нас в гости. Я жила с одной Москвичкой, мы из нутрии запирали двери и учились печь лепёшки. Сразу, правда, не получилось, но мы все таки научились печь хлеб. Не смотря ни на что, нам было весело, все было не по чем.

       В январе 1967 года провели электричество, загорелись лампочки. Но в классах было холодно, топили кизяком. И школьницы ходили в школу в овечьих шубах. Однажды, смотрю, у одной девушки между полами шубы выглядывает голова мальчика. Оказывается, он попросился согреться под шубой.

      Наверно, от того, что мы были молоды, всегда были чем-то заняты: выпускали школьные и классные газеты, газету «крокодил», то делали подворный обход , то выступали с докладами перед женщинами (собирались во дворе у кого-нибудь), коллективно посещали сельский клуб.

Туда часто привозили хорошие фильмы, там же перед показом фильма устраивались танцы. Клуб посещали и сельчане, поскольку было холодно, женщины сидели в шубах. Но главное, в то время люди не замыкались в себе, стараясь быть поближе друг к другу, помочь соседям.

      Часто мы проводили дополнительные занятия для слабоуспевающих учащихся, готовились к встречам с выпускниками, к предметным вечерам и вечерам отдыха. Это очень нравилось ученикам. Как-то один ученик сказал, что все ребята школу любят, так как они в ней отдыхают. Девочки дома выполняют непосильную для них работу: доили коров, давали им сено, поили, чистили сарай от навоза. Мальчики целыми днями пасли овец. У меня был ученик Магомедгаджиев Соломан. Учился плохо, и заканчивать школу он пошел к родственникам в Кизилюрт. Встретила его через год. Он мне сказал, что школу окончил на «отлично», и на «отлично» учится в энергетическом институте. В селе он не мог учиться, т.к. отец каждый день рано утром посылал пасти овец. На работе он был на хорошем счету, и его несколько лет подряд выбирали депутатом горсовета.

         В то время детей легко было вовлекать во внеклассную и кружковую работу. Сейчас учителям значительно труднее заинтересовывать детей, им, наверное, привлекательнее поиграть на компьютере, посмотреть телевизор или сыграть в футбол.

         Раньше Андийская школа на районных и областных олимпиадах всегда занимала призовые места. Это считалось закономерным, потому что в школе  была сильная команда педагогов-математиков. Бывшие выпускники с удовольствием вспоминают математические кружки, кружки моделирования, когда сами готовили наглядные пособия к урокам, кружок «Умелые руки». Это математики-передовики, которые своим горением заставляли гореть и детей. Вот  те учителя, которые учили детей всему, что знали сами: Набиюлаев Муртазали Набиюлаевич, Шарамазанов Абдула Мусалаевич. Видно, у андийцев физика и математика была в крови так же, как у знаменитых братьев-андийцев Мухтаровых.

         А какие школьные вечера, «огоньки» мы готовили с учащимися! Всей школой придумывали новогодние игрушки, репетировали номера к концертам, новогодним «огонькам». Не только дети, но и мы, взрослые, радовались праздникам.

Помню ,как весело было во время сенокоса.  Колхозов  подгонял машины в центр, на годекан , мы садились в машины и уезжали в горы . Собирали сено, грузили его на машины . Бывало , утром туман , и видишь : на горе что –то шевелится , выделяясь своим огромным носом . Мы спорили  что это : слон или огромная птица машет крыльями .

Туман рассеялся, и мы увидели обыкновенную лошадь. Оказывается, туман увеличивает предметы.

         Рядом со школой в доме у Закаевых был интернат для мальчиков. Их было около пятидесяти, приезжали они из окрестных сел: Гагатли, Риквани, Зило, Ашали. Бывало, мальчиков-десятиклассников у нас собиралась целая команда. Они просили рассказать или прочитать что-нибудь интересное. Я старалась и рассказывала им произведения» Три мушкетера» Дюма, Золя, Бальзака, Джона Рида, Киплинга, Беляева и другие. Завороженно слушали мальчики мои рассказы. И мы с трудом отправляли их спать в интернат. В благодарность дети приносили с реки несколько ведер воды. Добрые, отзывчивые, любознательные ребята. Я часто их вспоминаю. Я и сейчас говорю это родителям моих учеников. Главное, чтобы вырос хороший человек.

         Прошло сорок с лишним лет, но я не забываю свой первый и второй 1967-го и 1968-го годов. Я помню, кто за каким партами сидел, во что был одет, какие фокусы они выкидывали! Все были тогда бедны, недоедали, плохо одеты, но душа у них была добрая, отзывчивая. Веселые , улыбчивые, добрые мои ребята. Помню шутки Исмаилова Араша, внештатного корреспондента районной газеты. На свои гонорары  он кормил сладостями весь класс. Тихого, маленького, ласкового Гамзатова Супьяна часто встречаю в Ботлихе и бываю у него в гостях. Как-то сидели у него дома с его женой и одноклассницей Джавгар и вспоминали класс. Вспоминаю умницу Амирханова Хизри - профессор, историк, живет в Москве, ведет раскопки в Зарайске. Успеха в работе тебе , Хизри ! Его друг , скромный Ахмедов Зулумхан , работает судей в Тарумовке . Наш постоянный победитель на скачках Болатханов живет и работает в Махачкале . Часто встречаю гагатлинку Зулпугарову Патимат , лучшую ученицу по математике . Родители не пустили дальше учиться , вышла за муж ,но она сумела закончить предучилище и теперь работает в Гунха учителем . Ее подруга – отличница Умаханова Калимат – врач , работает в Хасавюте . Рамазанов Абакар – заместитель главврача , зав. Отделеием в Кизилюртовской больнице . В первый год после окончания школы про Абакара была заметка в газете, что он хорошо учится в институте. Помню  покойного Биларова  Ахмеда – весельчака, музыканта , танцора. После школы  он работал учителем в родной школе.

               Так же хорошо помню мой второй выпуск. Покойный  Байсулаев  Байсулав – отличник, Амирханов Шарапудин – инженер в Ботлихе , Казаналипова Аминат – врач в Ботлихе , Арашев  Араш – врач,  Нуцалханов Магомед- инженер . Помню . по физике он  решил задачу тремя  способами , но учитель его поругал. Джалилова Ашуражи , Албегаджиев Албегаджи- весельчак , шутник , танцор. Этих  замечательных , хороших людей  подготовили к жизни  такие  же добрые, отзывчивые учителя, как Баязов Рамазан, Свинтицкая А.И.  Слащева  Р.А., Кадыров  А.К., Болатханова  М.Д., Казаналипова  М.И., Джанбеков Б.У., Шарамазанов А.М., Магомедов М.М.,  Абдулжалилов  А.Т., Набиюлаев М,Н.,  Рамазанов А.Р.,  Джабраилов А.Д.

           Первым моим директором был гагатлинец  Гамбулат Айдемирович. Он никогда не позволял себе крикнуть на учителя, поругать его при посторонних .  Если ему надо было сделать замечание учителю, он заглядывал в учительскую и говорил:  «У вас есть время зайти в мой кабинет? Я хочу с вами посоветоваться». Поэтому , наверно, учителя не позволяли себе кричать друг на друга и на учеников. Он уважал человека , и мы его уважали.

         Много сменилось директоров за эти годы. Все они были разные, по –разному  работали,  по –разному относились к сослуживцам, по-разному  относились  к школе. У  последнего директора  Албегаджиева  А. Д. мне нравиться то, что он сделал школу как игрушку. За это ему спасибо.

 

 

 

 

 

 

    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».