"Юные знатоки права"

15.02.2020

     15 февраля 2020 года  в рамках недели правового просвещения учитель обществознания Алисултанова Б.А.   с учащимися  7-х классов провела  викторину "Юные знатоки права"
Цель: Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
Задачи: познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

  • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Для команд:

  • чистые листы бумаги,
  • ручки, карандаши,
  • отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
  • листы с кроссвордом
  • листы с отдельными правами .

Для проведения игры формируются 3 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки, или запасные команды. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.
ХОД ИГРЫ
Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.
Сегодня наша встреча посвящена теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Перечень с надписями прав ребенка:
Право на жизнь.

  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Конкурс.
(игрок от каждой команды, подходит и выбирает лист на котором, записаны в произвольном порядке права)

Каждой команде по 4 права. В ходе беседы с учащимися учитель выясняет, как они понимают каждое названное право. После ответа учащихся учитель зачитывает текст статьи. Если ответ верен, команда получает 1 очко.
Право на жизнь. (Ст. 6).

  • Право на имя при рождении. (Ст. 7).
  • Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).
  • Право на образование. (Ст. 28).
  • Право на отдых и досуг. (Ст. 28).
  • Право на индивидуальность. (Ст. 8).
  • Право свободно выражать свои взгляды. (Ст. 12).
  • Право на специальную охрану и защиту. (В преамбуле).
  • Право на заботу и воспитание родителями. (Ст. 7 окончание).
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. (Ст. 37а).
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. (Ст. 3).
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. (Ст. 16).

 II. Конкурс. Кроссворд.
Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.
Кроссворд

Описание: http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_8/15/d-14165/7z-docs/1_html_m782cb729.png

По горизонтали:
1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.
Ответы кроссворда
Описание: http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_8/15/d-14165/7z-docs/1_html_27f6874b.png

 III. Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.
Права литературных героев
1.В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”)
2.Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
3.В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
4.Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
5.В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
6.В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).
Ответы на вопросы викторины.
 IV. Конкурс. “Песня о правах”.
Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь
1.“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
2.“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).
3.“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
4.“Может знает лес” (право на жизнь. Расторгуев, Княжинская).
5.“ На крутом бережку” (право на отдых)
6.“Наташка-первоклашка” (право на образование).

7.“Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).
V. Конкурс. Ситуации.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
Хочу такой сайт

 Подведение итогов.
Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
 

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 15.02.2020

Дата обновления: 15.02.2020

Дата публикации: 15.02.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».