"Права и обязанности и несовершеннолетних"

12.02.2020

 12 февраля 2020 года в рамках недели правового просвещения учитель обществознания Ибрагимов М.Г. провел беседу с учащимися 7-х классов на тему: Права и обязанности и несовершеннолетних.

Цель:

·         Уточнить знания учащихся о гражданских правах и обязанностях.

·         Познакомить учащихся с различными видами ответственности.

·         Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

·         Воспитывать чувства ответственности за свои поступки и действия.

Ход урока

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека – заявление о правах и свободах человека во всем мире, но это для взрослых, а в каких документах говорится о правах и обязанностях детей

 (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», Уголовный кодекс РФ, Устав школы)

Как вы считаете, что такое право? 

 (совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет маленький ребенок?

 (на гражданство, имя семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства)

Какие права имеет ребенок, поступивший в школу? 

(бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, свободу передвижения).

Какие права будут у вас, когда вы достигнете 18 лет? 

 (участие в управлении страной, объединения в различные союзы, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др.)

Право на образование (каждый обязан учиться).

Уважение личного достоинства и защита своих прав (уважать достоинства других людей и их права).

На свободу выражения своих мыслей (уважать и прислушиваться к мнению других).

На заботу и уважение со стороны родителей (заботиться и уважать своих и чужих родителей).

На свои интересы и увлечения (уважать других за их увлечения).

Гордиться своей культурой и религией (уважать культуру и религию других).

Право на ошибку (учиться избегать ошибок).

На чистую окружающую среду (не загрязнять окружающую среду).

Жить без насилия (не применять насилия к другим).

Несовершеннолетние при определенных условиях несут ответственность. 

Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах.

Административная ответственность наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), НО бывают наказания: 11–14 лет – спецшкола, 14–18 лет – спецпрофучилище, с 14 лет – исключение из школы. Административная ответственность наступает за:

·         приобретение, хранение, употребление наркотических средств

·         жестокое обращение с животными

·         повреждение транспортных средств

·         повреждение гос.имущества

·         распитие спиртных напитков

·         нарушение правил дор.движения

·         нарушение устава школы

·         мелкое хулиганство и т.д.

Материальная ответственность за причиненный вред наступает с 14 лет, имущественную ответственность несут родители.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся:

·         грабежи, разбои, хищение

·         умышленное убийство

·         действия сексуального характераХочу такой сайт

·         угон автотранспортных средств

·         ложное сообщение об акте терроризма и т.п.

Предлагаю разобрать несколько ситуаций и выяснить кто прав, а кто не прав. 

Ситуация 1. 
Мама: Сколько раз тебе говорила – после 23 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша музыка действует всем на нервы.

Сын: Но мама! Ты все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Кто прав? (Поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире).

Ситуация 2. 
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне химия, если я шофером буду? Да и не нравится мне у Вас на уроках. Мне не интересно.

Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня знаете как касается, меня за Вашу двойку знаете как наказали?

Кто прав? (Мы часто сердимся на учителей, но нельзя заявлять о своих правах в таком тоне, чтобы пострадала репутация другого человека).

Ситуация 3. 
На перемене в одной из школ между подростками Ивановым и Петровым на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, последний причинил Иванову телесные повреждения. Что будет с детьми и кто будет отвечать за увечья? (В действиях Петрова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Петров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в милиции).

Для 1 группы

 

1 ситуация. Ученик 8 класса Василий готовил домашнее задание по биологии, где ему задали сделать компьютерную  презентацию по теме"Дыхание" . Вася не стал себя утруждать и скачал презентацию из интернета не указав автора, а на уроке выдал работу другого человека за свою. Какое право нарушил Вася?

 +Право на авторство

2 ситуация. Ученики 9 класса отдыхали на перемене. Дима  подошел к соседней парте без спросу взял телефон одноклассницы поиграть . Какое право нарушено?

+Право на собственность другого человека

3 ситуация. Семья пережила сложный период мать с отцом развелись. Мать усердно не дает своему десятилетнему сыну  общаться с отцом. Какое право нарушено?

+Право на общение ребенка с обоими родителями

Для 2группы

 

1ситуация. Ученицы 9 класса невзлюбили свою одноклассницу. Решили ей сделать неприятное. Пришли в школьный туалет для девочек на стенах написали не приятные слова, а также упомянули ее домашний и сотовый телефоны. Какое право нарушено?

+Право на не разглашение личных данных

2 ситуация

Ученик 8 класса Коля не любит учиться , а любит на уроках громко разговаривать   и даже петь   . Какое право человека  нарушает Коля?

+Право на образование

3 ситуация

Мальчики баловались на перемене и закрыли Диму в кабинете биологии на ключ а сами убежали. Дима испугался .Просидел  взаперти 15 минут, пока не пришел учитель. Какое право нарушено?

+ Право на свободу передвижения.

Для 3 группы.

1ситуация.

Пятнадцатилетний ученик решил вступить в школьную молодежную организацию. Но мама ему запретила это сделать, объяснив что работа в организации может повлиять на его успеваемость .  Какое право нарушено?

+Право на вступление в общественные организации не представляющие опасность для жизни подростка.

2 ситуация

Мама Жени не дает деньги на питание в школьной столовой. Объясняет это тем, что  решила копить себе на шубу.  Какое право нарушено?

+Право на  получение питания ребенком

3 ситуация

Миша считает себя достаточно взрослым и у него на все есть уже свое мнение. Но дома его абсолютно отказываются слушать и говорят , что он должен вырасти , чтобы иметь свое мнение.

+Право на высказывание и на свою точку зрения.



Закончить нашу беседу я хочу словами Ежи Леца «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает».

 

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 15.02.2020

Дата обновления: 15.02.2020

Дата публикации: 12.02.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».