«Пословицы и поговорки»

27.01.2022

Сегодня в 5 «Б» классе, под руководством Джабраиловой М.М., прошел классный час, на тему: «Пословицы и поговорки».

 

 

 

Сценарий классного часа

на тему: «Пословицы и поговорки»

Руководитель: 5б кл. Джабраилова М.М.

 

Тема: «Пословицы поговорки

 

Форма занятия: Беседа с элементами викторины.

Цели:

1.    Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, обратить внимание на их сходство и различие.

2.    Развить навык самостоятельной  и групповой работы.

3.    Воспитать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.

4.    Сформировать уровень ответственности ребёнка как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.

Оборудование:  проектор, презентация на тему классного часа, карточки с заданиями, коробка – сундук.

Структура занятия:

1.    Вступительное слово

2.    Сообщение темы и цели занятия

3.    Игра «Знатоки пословиц» 

4.    Игра «Собери пословицу» 

5.    Игра «Объясни смысл»

6.    Игра «Пословицы- перевёртыши»

7.    Игра «Закончи пословицу»

8.    Заключительная часть

Ход занятия

1.    Вступительное слово.

Ребята, мы с вами сегодня поговорим о том богатстве, которое есть в русском языке от русского народа. Ещё с незапамятных времён, когда не было даже письменности на Руси, люди создали высокую культуру красивого слова – устное народное творчество. Это своеобразная литература, основанная на опыте народа и воплощённая в краткое и меткое словесное воплощение.

2.    Сообщение темы и цели занятия

 Как часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Работа не волк, в лес не убежит», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь» и др. ? (Ответы детей.) Тема нашего классного часа -  «Пословицы и поговорки». Давайте послушаем ребят, которые специально подготовились к нашей беседе. Они прочтут «Хвалебное слово пословице».

1й ученик : Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!

                    Они великие помощницы и в жизни верные друзья!

2й ученик : Порой они нас наставляют, советы добрые дают,

 

3й ученик : Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.

 

4й ученик: Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте                                  вспомним их друзья!

 

5й ученик: Ну кто из вас не согласится, что без труда мечта мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?

 

6й ученик: Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.

 

7й ученик: Что долог день до вечера, коли делать нечего.

 

8й ученик: Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.

 

9й ученик: Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».

 

10й ученик: Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.

 

11й ученик: И почитай учителя, как своего родителя.

 

12й ученик: А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.

 

13й ученик: Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот кто слушает да разумеет!

 

14й ученик: Помни! Тот кто хочет много знать, тот не должен долго спать!

 

15й ученик: Хочешь есть калачи – не лежи на печи.Хочу такой сайт

 

16й ученик: Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.

Пословицы и поговорки сами рассказывают о том, как важны в нашей жизни. К примеру:

·          

·         Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

·         На пословицу ни суда, ни расправы.

·         На твою спесь пословица есть.

·         Не всякая пословица при всяком молвится.

·         Старая пословица век не сломится.

·         Для поговорки мужик в Москву пешим шел.

·         Из поговорки слова не выкинешь.

Изначально пословицы и поговорки были неотъемлемой частью сказок, былин и рассказов. В них содержался краткий основной смысл излагаемого произведения. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).

В них так же находили своё отражение и исторические события, восприятие людей таких сторон жизни, как крестьянский труд, семейный быт. С помощью пословиц и поговорок можно охарактеризовать людей и описать различные состояния: богатство и бедность, радость и горе, жар и холод и т. д. На смену старым поговоркам приходят новые, которые соответствуют укладу жизни на сегодняшний день. A некоторые пословицы и поговорки были пронесены людьми на протяжении нескольких столетий.

 

Поговорки очень красочно рисуют в представлении человека какое - либо явление, например: «Гол как сокол», «Как сыр в масле катается», «Надулся, как мышь на крупу», «Мягко стелет, да жёстко спать»,  «Нашла коса на камень».  

Пословица в свою очередь – это больше мораль или суждение, которые связаны с какой – либо жизненной ситуацией: «Любишь кататься – люби и саночки возить», «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Нет дыма без огня», «Худой мир лучше доброй ссоры».                                                    Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII .: «Слово о полку Игореве»,  «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

               Самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы, поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат.

   

Как отличить пословицу от поговорки? (Ответы детей.)

Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Но, поговорка в еще большей степени, чем пословица, передает эмоционально- экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать именно и, прежде всего чувства говорящего. Так, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем».

Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера. Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки или провести четкую грань между этими жанрами. Поговорка граничит с пословицей, и в случае присоединения к ней одного слова или изменения порядка слов поговорка становится пословицей. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. Например, пословица «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется, как поговорка «Чужими руками жар загребать», то есть образное изображение любителя чужого труда.

 

Разницу между ними народ выразил в пословице: поговорка - цветочек, а пословица - ягодка», указывая на то, что поговорка - это что-то незаконченное, имеющее намек на суждение

A теперь, ребята,  давайте немного поиграем и обобщим полученные знания. Первая игра называется «Знатоки пословиц». Разбейтесь на две команды.  Одна из наших команд будет называться «Пословицы», a вторая «Поговорки». Каждой команде по очереди я буду зачитывать пару предложений, a вы должны раскрыть основной смысл текста и подобрать  пословицу.

3.    Игра «Знатоки пословиц»

1.    Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело.)

2.    Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку.  Что ей на это ответили ребята? (Что посеешь – то и пожнешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

3.    Однажды сын пожаловался отцу, что хорошо бы возле дома спортплощадку сделать, но ребята не знают, как это сделать. «Надо захотеть – и все получится», - ответил папа. Какая пословица вспомнилась сыну? (Под лежачий камень вода не течет).

4.    Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)

5.    Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)

6.    Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

7.    Саша решил собрать из конструктора  модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

Подведение итогов игры.

4.    Игра «Собери пословицу»

1.    Командам предлагается собрать разрезанные пословицы.

2.    Назовите пословицы по парам слов.

Дело – смело                                                  

Журавль – синица

Слово – воробей

Труд -  рыбка

Время – потеха

Перо – топор

Подведение итогов игры.

 

 (Подведение итогов игры)

6.    Заключительная часть.

Итак, ребята, сегодня мы с вами много узнали о том, что такое пословицы и поговорки. Мы с вами вспомнили не один десяток метких и очень точных высказываний, которые подарили нам наши предки. Память о них и их мудрости и по сей день живёт в пословицах и поговорках. В них пронесена вековая мудрость и веками незыблемый смысл. Употреблять в своей речи пословицы и поговорки не значит быть старомодным, a значит быть мудрым. Главное употреблять их к месту и по смыслу. Поэтому прежде чем в своей речи употребить данные высказывания, сначала удостоверьтесь, что понимаете их глубинный смысл. Каждая пословица и поговорка – это целый рассказ, который смог уместиться в одной фразе. Используйте в своей речи пословицы и поговорки. Делайте свою речь более красивой и грамотной. И всегда помните, что «слово не воробей – вылетит – не поймаешь!»

 

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 27.01.2022

Дата обновления: 27.01.2022

Дата публикации: 27.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».