Образовательная программа 5-9 кл.

Описание образовательной программы

1.          Основное общее образование

Пояснительная записка

к учебному плану 5-9-х общеобразовательных классов

Основное общее образование - вторая ступень обязательного образования. Учебный план 5-9 классов направлен на реализацию следующих основных  целей:

-                     формирование    целостного   представления    о    мире,    основанного   на            приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

-                     приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

-                     подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной   образовательной или профессиональной траектории.

 

1.1.     Пояснительная записка

к учебному плану 5-9-х общеобразовательных классов

Учебный план 5-9-х классов сформирован с целью реализации основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Андийская СОШ №2», разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Учебный план составлен на основе следующих нормативно-правовых документов:

-                     Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями)

-                     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №287 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. (далее – ФГОС ООО);

-                     Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;

-                     Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 No 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

-                     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";

-                 Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;

-                     Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.02.2017 № МОН-П0617 «Об изучении русского языка – родного языка из числа языков народов Российской Федерации»;

-                       Письмо Департамента образования администрации Владимирской области от 23.07.2019 г.

ДО-5757-02-07 «Об изучении русского языка как родного языка»;

Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской


Федерации от 29.12.10.№ 189 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189(ред. от 24.11.2015);

-                     Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28.

-                     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 2 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Цели, реализуемые в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, представляются в виде системы ключевых задач, отражающих основные направления:

личностное развитие развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования и саморегуляции;

социальное развитие воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение социальных практик, формирование способности и готовности принимать ответственные решения, делать осознанный выбор, сотрудничать и свободно общаться на русском, родном и иностранных языках;

общекультурное развитие освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.

Учебный план учитывает обязательный минимум содержания образовательных программ и потребностей учащихся, определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, учебное время, отводимое на основе государственного образовательного стандарта, по классам.

 

Предметная область «Русский язык и литература»

Приоритетными остаются следующие направления:

Русский язык:

1)  совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2)  понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3)  использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4)  расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5)  формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6)  обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7)  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8)  формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


 

Литература:

1)  осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2)  понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3)  обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4)  воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5)  развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6)  овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

Предметная область «Родной язык и родная литература»

По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ. В курсе родного языка (аварского) актуализируются следующие цели:

-    воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

-       совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-     углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях 35 общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально- культурной семантикой; о русском речевом этикете;

-      совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-   развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Учебный предмет «Родная литература (аварская)»

Целями изучения курса «Родная литература (аварская)» являются:


-    воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,

-   включение в культурно-языковое поле своего народа;

-   приобщение к литературному наследию своего народа;

-   формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

-   обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

-   получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.Хочу такой сайт

 

 

Предметная область «Иностранные языки»

Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих

целей:

-                     развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций;

- развитие личности учащегося посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.

Для достижения базового уровня в учебном плане на изучение иностранного языка отводится по 3 часа в неделю с 5 по 9 класс. При изучении предмета «Иностранный язык» осуществляется деление учащихся на подгруппы.

   

Предметная область «Общественно-научные предметы»

Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена учебными предметами: история (история России и всеобщая история), обществознание, география.

В 8 классе в рамках курса «Обществознание» изучается модуль по основам финансовой грамотности.

Региональный учебный курс «История Дагестана» в 9 классе реализуется в рамках учебного предмета «История России».

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы».

Учитывая изменения в организационной структуре курса «география» по ФГОС, преподавание курса начинается с 5-го класса, 1 час в неделю.

 

Для расширения и углубления краеведческой составляющей содержания географического образования в 8-9 классах изучается раздел «География Дагестана» как завершение курса «География России».

 

Предметная область «Математика и информатика»

Предметная область «Математика и информатика» представлена набором учебных предметов математического цикла: математика, алгебра, геометрия, информатика и вероятность и статистика (7-9 классы).

 

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика», обучение начинается с 7 класса (1 час в неделю). При изучении информатики осуществляется деление учащихся на подгруппы.

 

Предметная область «Естественно - научные предметы»

Предметная область «Естественно - научные предметы» решает задачу формирования естественнонаучной картины мира, как основы общечеловеческой культуры и развития естественнонаучного мировоззрения. Решение задачи реализуются в 5-9 классах в рамках обучения физике, биологии и химии.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, способствует формированию современного научного мировоззрения. Основное внимание при изучении предмета уделяется методам научного познания окружающего мира.

На изучение физики в 7-8 классах отводится 2 часа в неделю, в 9 классах 3 часа.

 

Биология является составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях обучения и вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни. На изучение биологии в 5-7-х классах отводится по 1 часу в неделю, в 8-9-х классах по 2 часа.

 

Федеральный   компонент   по   химии   направлен   на   достижение   в   основной                      школе следующих целей: освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; формирование у учащихся умений наблюдать химические явления, проводить      химический эксперимент. Изучение химии ориентировано на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов, овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. На изучение химии в базисном учебном плане выделено в 8-9 классах по 2 часа  в неделю.

   

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКР) обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. Изучение предметной области ОДНКР реализуется в 5-6 классах за счет часов компонента образовательного учреждения (по 1 часу в неделю).

 

Предметная область «Искусство»

Предметная область «Искусство» представлена в учебном плане 5–8 классов следующими предметами: изобразительное искусство и музыка. Программы образовательной области имеют единую цель: воспитание музыкальной и художественной культуры как части духовной культуры, способствуют раскрытию творческого потенциала детей.

Преподавание   по   изобразительному    искусству   ведется   в 5–7 классах (1   час   в неделю). Главная цель изучения изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе – формирование образного, художественного познания мира.

Основные задачи преподавания изобразительного искусства:

-                     развитие        художественно-творческих       способностей       учащихся,            эмоционально- эстетического восприятия действительности;

-                     воспитание     культуры     восприятия     произведений     изобразительного,            декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

-                     освоение     знаний     об     изобразительном     искусстве     как     способе            эмоционально- практического освоения окружающего мира;

-                     овладение практическими    умениями и навыками художественной деятельности;

-                     формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.

 

В 8-х классах введен предмет «Мировая художественная культура» по 1 часу в неделю.

 

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Изучение музыки как вида искусства направлено на  достижение следующих  целей:

-                     становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

-                     развитие музыкальности и творческого воображения;

-                     освоение музыки и знаний о музыке, жанровом и стилевом многообразии;

-                     воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;

-                     овладение   практическими   умениями   и    навыками   в   различных   видах            музыкально- творческой деятельности.

На преподавание музыки в основной школе отведено по 1 часу в неделю в 5-8 классах.

 

Предметная область «Технология»

Основная роль в технологической подготовке школьников отводится предметной области

«Технология», обеспечивающей подготовку школьников к трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание инициативной творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в будущей профессиональной карьере.

В инвариантной части учебного плана на предмет «Технология» отводится в 5-7 классе еженедельно 2 часа, в 8 классе - 1 час.

Занятия проводятся в учебных мастерских школы раздельно для мальчиков и для девочек.

 

Предметная область

«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»

В образовательную область «Физическая культура» входят два предмета: физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

Цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

На изучение курса в учебном плане выделено 2 часа в неделю для 5-9 классов.

 

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» ставит задачи по формированию у школьников знаний, умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности в окружающей среде, воспитание гражданственности, патриотизма, культуры здорового образа жизни. Данный курс способствует формированию личности школьника, знающего основы защиты человека, общества, государства от современного комплекса опасных факторов, умеющего применять эти знания на практике.

Занятия проводятся самостоятельно без интеграции с другими учебными дисциплинами. На изучение курса в учебном плане выделено в 8-9 классах по одному часу в неделю.

Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) и всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).

Промежуточная/годовая           аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.

Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются без отметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.

Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы.

Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».