Образовательная программа 10-11 кл.

Описание образовательной программы

1.     Среднее общее образование

4.1.   Пояснительная записка к учебному плану 10 11 классов (универсальный профиль)

Среднее общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать формированию у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, способности к дальнейшей самореализации и успешной социализации в обществе. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Профильное обучение позволяет:

·         создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников;

·         обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

·         установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

·         обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Учебный план 10-11-х классов универсального профиля сформирован с целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «Рикванинская СОШ», разработанной в соответствии с учетом рекомендаций по формированию учебных планов среднего общего образования на 2023-2024 учебный год. Учебный план среднего общего образования в соответствии с обновленными ФГОС СОО реализуется 2023-2024 учебном году в 10 –х классах.

Учебный план составлен на основе следующих нормативно-правовых документов:

-                     Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);

-                     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»;

-                     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 9 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. (далее – ФГОС СОО);

-                     Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”,

-                     Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

-                     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарного- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи;


-                     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 2 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Принципы построения федерального, регионального базисного учебного плана и учебного плана школы для 10-11-х классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Базовые общеобразовательные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Обязательными базовыми   общеобразовательными   предметами   являются:   «Русский   язык»,   «Литература»,

«Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание»,

«География», «Химия», «Физика», «Биология», «Физическая культура», «ОБЖ».

Профильные общеобразовательные учебные предметы учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения:

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух предметов на профильном уровне. В случае, если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части. Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента учебного плана. В учебном плане универсального профиля могут быть от 0 до 4-х учебных предметов на углубленном уровне.

Профиль класса является способом введения обучающихся в ту или иную общественно- производственную практику. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущею сферу профессиональной деятельности с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся за пределами школы. Выбранный профиль обучающимися 10-11-х классов школы универсальный ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки профилей.

В учебном плане 10-а и 11-а классах универсального профиля предметы, изучаемые на углубленном уровне: химия и биология.

Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых учебных предметов федерального компонента, для введения новых предметов, проведения факультативных и элективных курсов.

В качестве обязательного компонента учебного плана среднего общего образования вводится элективный курс «Индивидуальный проект». Он выполняется самостоятельно под руководством учителя (тьютера) по выбранной теме в рамках одного или нескольких учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно - исследовательской, социальной, художественно творческой или иной. Проект реализуется в 10 классе и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта. Задача элективного курса «Индивидуальный проект» - обеспечить обучающихся опытом конструирования, социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.

Предметная область «Русский язык и литература»

В предметную область «Русский язык и литература» входят следующие учебные предметы:

русский язык, литература.


Русский язык

Обучение русскому языку в старшей школе на базовом уровне предполагает:

-                     совершенствование коммуникативных способностей учащихся;

-                     развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;

-                     дальнейшее     совершенствование    языковой,     лингвистической    и     культуроведческой компетенций учащихся.

На изучение русского языка, являющегося основным средством   общения   и важнейшим условием получения образования, в 10-11 классах ведется по двухчасовой программе.

 

Литература

Литература - базовая учебная дисциплина, ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне познакомиться с классической и современной литературой. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

На изучение литературы в 10-11-х классов в учебном плане отводится 3 часа в неделю.

 

С целью систематизации и углубления знаний учащихся по основным разделам курса русского языка, более успешной подготовки учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ по русскому языку в 11 классе - факультатив «Подготовка к написанию сочинений разных жанров» (1 час в неделю). Программа факультатива разработана учителем русского языка и литературы Потиной С.Г., рассмотрена и одобрена на заседании школьного методического объединения учителей общественно-гуманитарного цикла, утверждена приказом директора школы.

Предметная область «Родной язык и родная литература»

В предметную область «Родной язык и родная литература» входят следующие учебные предметы: родной язык (русский), родная литература (аварская)

На основании заявлений родителей, в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного в соответствии с ФГОС СОО, в учебном плане на изучение родного языка (русского) в 10, 11 классах отводится по 1 часу в неделю.

Предметная область «Иностранные языки»

Изучение иностранного языка на базовом уровне старшей школы направлено на дальнейшее развитие сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как речевая, языковая, социокультурная и учебно-познавательная компетенции. По иностранному языку в 10-11 классах количество учебных часов соответствует государственному образовательному стандарту, в базисном учебном плане  выделено 3  часа в неделю.

По заявлению родителей, в кадетских 10-а и 11-а классах введен второй иностранный язык за счет часов компонента образовательного учреждения (по 1 часу в неделю) и часов внеурочной деятельности (по 1 часу в неделю). При изучении «Иностранного языка» осуществляется деление учащихся на подгруппы.

 

Предметная область «Математика и информатика»

 

Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными предметами:

математика, информатика и ИКТ.


Основной особенностью математического образования в старшей школе является ориентация на дифференциацию обучения математике, позволяющая обеспечить базовую математическую подготовку. Изучение математики направлено на формирование представлений о математике как универсальном языке науки, развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмичной   культуры, критичности мышления на уровне, необходимом в будущей профессиональной деятельности.

 

Учебный предмет «Математика» включает в себя курсы: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия» «Вероятность и статистика». Учет уроков по данным курсам ведется в журналах на отдельных страницах («Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика») с выставлением отметок по каждому курсу. Для изучения математики в 10 классе отводится 5 часов в неделю (2 часа - алгебра и начала анализа, 2 часа – геометрия, 1 час – вероятность и статистика). Для изучения математики в 11 классе отводится 5 часов в неделю (3 часа - алгебра и начала анализа, 1 час геометрия, 1 час-вероятность и статистика).

 

.           Постоянно возрастающая роль информатики в образовании определяется целым рядом факторов, важнейшими из которых являются:

-                      интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли знания, при изучении практически всех предметов школьного курса;

-                      значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника средней школы, приобретения знаний и умений по информатики, обеспечивающих успешность дальнейшего продолжения образования и востребованных в будущей профессиональной деятельности;

-                      интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

В 10-11 классах информатика изучается как базовый учебный курс (10 кл. – 1 час в неделю; 11 кл. – 1 час в неделю). При изучении предмета «Информатика» осуществляется деление учащихся на подгруппы.

 

Предметная область «Общественно-научные предметы»

Предметная область «Общественно научные предметы» представлена учебными предметами: история (история России и Всеобщая история), обществознание, география. Объединяющей частью этих предметов является обогащение   социального   опыта   учащихся для   дальнейшей   самореализации   через   формирование   знаний о человеке, природе, обществе, о роли и месте отдельно взятой личности, края, государства России в данном сообществе людей.

История. Обществознание

Приоритетной целью изучения истории и обществознания в 10-11 классах является воспитание гражданственности, национальной идентичности, культуры   социального поведения, формирование мировоззренческих убеждений учащихся, развитие критического мышления в процессе восприятия социальной информации. Преподавание по истории осуществляется единым учебным курсом по истории России и всеобщей   истории. На изучение истории в 10-11-х классах отводится по 2 часа в неделю. На изучение обществознания в 10-11-х классах отводится по 3 часа в неделю.

 

География специфический предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, наиболее полно знакомит их с проблемами взаимодействия общества и природы. Это также единственный предмет, знакомящий с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. Цели, на достижение которых направлено изучение географии, определены исходя из цели общего образования. На изучение предмета в 10- 11-х классах отводится в учебном плане по 1 часу в неделю.


Образовательная область «Естественно научные предметы»

Образовательная область «Естественно научные предметы» представлена предметами:

биология, химия, физика.

 

Изучение учебного предмета «Биология» способствует развитию гармоничного человека, его активной деятельности в различных областях народного хозяйства и особенно в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, биотехнологии и др.

Изучение биологии призвано обеспечить:

-                      овладение знаний о живой природе, знакомство с методами познания;

-                      формирование на базе знаний и умений научной картины мира живой природы как компонента общечеловеческой культуры;

-                      формирования биосферного мышления, необходимого для гармоничных отношений человека с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

-                      гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.

На изучение биологии в 10-11-х классах отводится по 3 часу в неделю.

 

Изучение учебного предмета «Химия» призвано обеспечить:

-                     формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

-                     развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

-                     выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирования у них отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

-                     формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

На преподавание курса химии в 10 11 классах выделено по 3 часу в неделю.

 

В 10-11 классах   на изучение предмета «Физика» в учебном плане отводится   2 часа.

Изучение физики в школе призвано обеспечить:

-                      формирование системы знаний фундаментальных законов природы, современных физических теорий и естественнонаучной картины мира;

-                      формирование умений и навыков наблюдения за процессами, происходящими в природе и технике, планирование и проведении экспериментальных исследований, систематизация и интерпретация их результатов;

-                      приобретение умений пользоваться измерительными приборами, а также устройствами бытового назначения;

-                      овладение терминологией физики для анализа научной информации, самостоятельного приобретения знаний, интеллектуального развития;

-                      получение знаний в области экологии; формирование ценностного отношения к природе;

-                      применение полученных знаний для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, решения практических задач.

   

Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»

Образовательная область «Физическая культура» представлена учебными предметами:

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

 

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физической культуре несет ярко выраженную оздоровительную направленность. На преподавание курса в 10 – 11 классах выделено по 2 часа в неделю.


Основы безопасности жизнедеятельности

Преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11-х классах ведется по часовой программе как самостоятельный учебный курс.

 

В соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального образования РФ 1113/14-12 от 14.07.1998г. в программу курса ОБЖ для 10-11 классов введен раздел «Основы военной службы».

В конце учебного года с учащимися 10 классов   проводятся пятидневные учебные сборы на базе воинской части. Согласно региональной программе предусмотрено 40 учебных часов для подготовки юношей к учебным сборам. Модули «Военно-профессиональная деятельность» и

«Элементы начальной военной подготовки» юношами изучаются в обязательном порядке. Девушками 10 классов модули «Военно-профессиональная деятельность» и «Элементы начальной военной подготовки» изучаются на добровольной основе (по заявлению учащегося или родителя (законного представителя). В случае его отсутствия десятиклассницы вместо данных модулей изучают модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». Данный модуль оценивается отдельно, и отметка учитывается при итоговой аттестации по предмету.

 

Из часов компонента образовательного учреждения в 10-11-х классах отведены на изучение предметов: биология, химия, история Дагестана

 

Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися, части содержания (полугодовое оценивание) и всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).

Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за полугодие осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.

Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по полугодиям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.

Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ «Андийская СОШ №2». Освоение основной образовательной программы среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией.


 


4.2.    УЧЕБНЫЙ ПЛАН (сетка часов)

4.2.1.   Учебный план 10 и 11 классы (универсальный профиль) на 2023/2024 учебный год (недельный)

 

 

Образовательные области

 

Учебные предметы

 

Уровень

Количество часов в неделю

10

класс

11

класс

 

Всего

Русский язык и литература

Русский язык

Б

2

2

4

Литература

Б

3

3

6

 

Родной язык и родная литература

Родной язык (аварский)

Б

2

2

4

Родная литература (аварская)

 

1

1

2

 

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

3

3

6

Второй иностранный язык

Б

     

 

 

 

Математика и информатика

Информатика и ИКТ

Б

1

1

2

Алгебра и начала математического анализа

 

 

2

 

3

 

5

Геометрия

Б

2

1

3

Вероятность и статистика

 

Б

1

1

2

 

Общественно- научные предметы

История

Б

2

2

4

Обществознание

Б

2

2

4

География

Б

1

1

2

 

Естественно- научные предметы

Биология

Б

1

1

2

Химия

Б

1

1

2

ФизикаХочу такой сайт

Б

2

2

4

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Б

2

2

4

Основы безопасности жизнедеятельности

 

Б

 

1

 

1

 

2

Индивидуальный проект

Б

1

-

1

 

ИТОГО

 

30

29

59

Компонент образовательного учреждения (6-дневная учебная неделя)

 

 

4

 

5

 

5

Биология

 

2

2

4

Химия

 

2

2

4

История Дагестана

 

 

        1

1

Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной неделе

 

34

34

68

вненурочка

 

2

2

4


 


Учебный план 10 и 11 классы (универсальный профиль) на 2023/2024 учебный год (годовой)

 

 

Образовательные области

 

Учебные предметы

 

Уровень

Количество часов в неделю

10А

класс

11А

класс

 

Всего

Русский язык и литература

Русский язык

Б

68

66

134

Литература

Б

102

99

201

 

Родной язык и родная литература

Родной язык (аварский)

Б

68

66

134

Родная литература (аварский)

Б

34

33

67

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

102

99

201

 

 

Математика и информатика

Информатика и ИКТ

Б

34

33

67

Алгебра и начала математического анализа

Б

 

68

 

99

 

167

Геометрия

Б

68

33

101

Вероятность и статистика

Б

34

33

67

 

Общественно- научные предметы

История

Б

68

66

134

Обществознание

Б

68

66

134

География

Б

34

33

67

 

Естественно- научные предметы

Биология

У

102

99

201

Химия

У

102

99

201

Физика

Б

68

66

134

Физическая культура и основы

безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Б

68

66

134

Основы безопасности жизнедеятельности

 

Б

 

34

 

33

 

67

Индивидуальный проект

Б

34

 

34

 

ИТОГО

 

1156

1089

2245

Компонент образовательного учреждения

(6-дневная учебная неделя)

 

 

 

 

История Дагестана

 

 

 

0

 

34

 

34

 

       

Максимально допустимая недельная нагрузка при шестидневной неделе

 

1156

1156

2312

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».