Доклад на МО на тему "Активация мыслительной и творческой деятельности учащихся на уроке"

19.03.2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Андийская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.Р.Казаналипова»

 

   

Автор: Магомедов У.М.

 

с.Анди

План

·       1.Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке.

 

·       2.Условия, для проявления познавательной деятельности

 

·       3.Кредо учителя.

 

·       4.Методы обучения.

 

·       5.Формы организации деятельности учащихся

 

·       6.Формы и методы урока:

 

·       7.Внеурочная деятельность

 

·       8.Организация работы с учебником

 

·       9.Информационные технологии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке.

Основной функцией учителя является стимулирование познавательных интересов учащихся, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо:

·                     совершенствовать системы усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков;

·                     развивать мотивацию к учению, познавательных интересов учащихся, стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;

·                     Применять компьютерные технологи в учебном процессе;

·                     Проводить развивающие учебные игры и др.

·                     Как эффективнее организовать учебно- познавательную деятельность учащихся на уроках?

·                     Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке?

·                     Об активизации познавательной деятельности учащихся на уроке говорил ещё К.Д.Ушинский:

“… не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает”

К.Д. Ушинский

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Вот почему особое внимание учителя должны уделять использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики коллективных дел.

Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

1.                 привлечение учащихся к целям и задачам урока;

2.                 возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

3.                 включение учащихся в интересную для них форму работы.

“ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”

К.Д. Ушинский

2.Условия, для проявления познавательной деятельности:

·                     создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

·                     создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

·                     включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

·                     использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

·                     использование проблемных ситуаций;

·                     практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

·                     формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;

·                     учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

3.Кредо учителя:

·                     Создать из повседневного - удивительное.Хочу такой сайт

·                     О сложном говорить увлекательно, эмоционально.

·                     Учить всему кратко, понятно, основательно.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

·                     отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

·                     ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одноклассников;

·                     заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятные места;

·                     самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения познавательной задачи;

·                     создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий и др.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

4.Методы обучения:

·                     самостоятельный поиск необходимой информации;

·                     метод проектов;

·                     тестирование;

·                     овладение разными учащимися разного материала;

·                     творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.

·                     эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, ТРИЗ и др.;

·                     метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;

·                     метод эмпатии (метод личной аналогии);

·                     проблемное обучение.

На своих уроках учителя должны широко использовать:

5.Формы организации деятельности учащихся

1.                 Коллективные

2.                 Индивидуальные

3.                 Коллективные

6.Формы и методы урока:

·                     деловая игра;

·                     пресс-конференция;

·                     семинар и диспут;

·                     урок-аукцион;

·                     игра;

·                     путешествие;

·                     смотр знаний и др.;

·                     лабораторная работа;

·                     практическая работа;

·                     самостоятельная работа;

7.Внеурочная деятельность

Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

В каждой школе необходимо  решать три главные задачи образовательного процесса:

1.                 социализации ученика, формирования навыков общения, умения не только добывать знания, но и эффективно их использовать;

2.                 формирования определенного уровня компетенции ученика;

3.                 подготовка учащихся к участию в реализации замысла, проекта, исследования.

8.Организация работы с учебником

Главная ценность культуры сегодня – читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.

При организации работы с учебником учитель формирует умения:

·                     делать выписки, составлять конспекты;

·                     ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;

·                     обобщать, сравнивать, оценивать;

·                     выделять непонятные места в тексте;

·                     разбираться в причинах их непонимания;

·                     пользоваться справочным и другими материалами для разъяснения непонятных мест;

·                     определять тип текста;

·                     определять основную мысль текста;

·                     разбивать текст на микротемы (блок информации);

·                     составлять план текста;

·                     составлять структурно-логическую схему;

·                     составлять тезисы.

Для этого учитель использует следующие компоненты учебника:

1.                 текстовые;

2.                 внетекстовые;

3.                 вопросы-задания;

4.                 упражнения, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и др.

1.                 репродуктивно-поисковая: составление плана, схемы, конспекта по тексту

2.                 сравнительно-аналитическая: составление таблиц, схем, рисунков

3.                 творческая : тесты, кроссворды, тексты с ошибками.

Книга – важнейшее средство информационного общения. В учебной книге моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства:

·                     важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;

·                     важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.

9.Информационные технологии:

Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).

Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Просмотров всего: , сегодня:

Доклад на МО.docx (скачать)

Дата создания: 19.03.2019

Дата обновления: 19.03.2019

Дата публикации: 19.03.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».