19.03.2019
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «Андийская средняя общеобразовательная школа №2 им.
М.Р.Казаналипова»
Автор: Магомедов У.М. с.Анди |
План
·
1.Организация
самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке.
· 2.Условия, для
проявления познавательной деятельности
· 3.Кредо учителя.
·
4.Методы обучения.
· 5.Формы организации
деятельности учащихся
·
6.Формы и методы урока:
· 7.Внеурочная деятельность
· 8.Организация работы с учебником
· 9.Информационные
технологии:
1.Организация самостоятельной познавательной
деятельности учащихся на уроке.
Основной функцией
учителя является стимулирование познавательных интересов учащихся, помочь им в
самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной
деятельности. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке
необходимо:
·
совершенствовать системы усвоения учащимися базовых знаний, умений,
навыков;
·
развивать мотивацию к учению, познавательных интересов учащихся, стремление
к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной
деятельности;
·
Применять компьютерные технологи в учебном процессе;
·
Проводить развивающие учебные игры и др.
·
Как эффективнее организовать учебно- познавательную деятельность учащихся
на уроках?
·
Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на
уроке?
·
Об активизации познавательной деятельности учащихся на уроке говорил ещё
К.Д.Ушинский:
“… не с курьёзами и
диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его
находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает” К.Д. Ушинский |
Активизация
познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем
педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения,
способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога,
дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается
снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Вот почему особое
внимание учителя должны уделять использованию методов и приёмов, требующих
активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения
сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства
решения, корректировать полученные результаты.
Система работы
активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных
положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса,
теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики
коллективных дел.
Желание каждого
учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного
предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности
учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее
активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной
деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Аспекты методики
познавательного интереса включают три момента:
1.
привлечение учащихся к целям и задачам урока;
2.
возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого
материала;
3.
включение учащихся в интересную для них форму работы.
“ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не
даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении
интересно и необходимо брать силою воли” К.Д. Ушинский |
2.Условия, для
проявления познавательной деятельности:
·
создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
·
создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
·
включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
·
использование элементов занимательности, нестандартности при изучении
материала;
·
использование проблемных ситуаций;
·
практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Активные методы
обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей
деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой
деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной,
если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе
которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость
активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно
достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в
традиционном обучении:
·
формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и
интересы, воспитывать системное мышление;
·
учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать
социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и
совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу,
социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.
В педагогической
практике используются различные пути активизации познавательной деятельности,
основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких
их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и
самостоятельность учащихся.
3.Кредо учителя:
·
Создать из повседневного - удивительное.
·
О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
·
Учить всему кратко, понятно, основательно.
Наибольший
активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами
должны:
·
отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
·
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы
одноклассников;
·
заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятные
места;
·
самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения
познавательной задачи;
·
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и
практических действий и др.
Можно утверждать, что
новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего,
повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения
усилий, имеет огромную познавательную ценность.
4.Методы обучения:
·
самостоятельный поиск необходимой информации;
·
метод проектов;
·
тестирование;
·
овладение разными учащимися разного материала;
·
творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное
создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими
проектами и др.
·
эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, ТРИЗ и др.;
·
метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза,
конкретного и абстрактного;
·
метод эмпатии (метод личной аналогии);
·
проблемное обучение.
На своих уроках
учителя должны широко использовать:
5.Формы организации
деятельности учащихся
1.
Коллективные
2.
Индивидуальные
3.
Коллективные
6.Формы и методы
урока:
·
деловая игра;
·
пресс-конференция;
·
семинар и диспут;
·
урок-аукцион;
·
игра;
·
путешествие;
·
смотр знаний и др.;
·
лабораторная работа;
·
практическая работа;
·
самостоятельная работа;
7.Внеурочная деятельность
Но активности
познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во
внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация
исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого
восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная
деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике:
участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные
условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых
знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих
способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с
информацией.
В каждой школе
необходимо решать три главные задачи
образовательного процесса:
1.
социализации ученика, формирования навыков общения, умения не только
добывать знания, но и эффективно их использовать;
2.
формирования определенного уровня компетенции ученика;
3.
подготовка учащихся к участию в реализации замысла, проекта, исследования.
8.Организация работы с учебником
Главная ценность
культуры сегодня – читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем, открывает
свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится
пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.
Опыт свидетельствует,
что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших
классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в
процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от
которых зависит умственная память и умственная работоспособность.
При организации работы
с учебником учитель формирует умения:
·
делать выписки, составлять конспекты;
·
ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;
·
обобщать, сравнивать, оценивать;
·
выделять непонятные места в тексте;
·
разбираться в причинах их непонимания;
·
пользоваться справочным и другими материалами для разъяснения непонятных
мест;
·
определять тип текста;
·
определять основную мысль текста;
·
разбивать текст на микротемы (блок информации);
·
составлять план текста;
·
составлять структурно-логическую схему;
·
составлять тезисы.
Для этого учитель
использует следующие компоненты учебника:
1.
текстовые;
2.
внетекстовые;
3.
вопросы-задания;
4.
упражнения, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и др.
1.
репродуктивно-поисковая: составление плана,
схемы, конспекта по тексту
2.
сравнительно-аналитическая: составление таблиц,
схем, рисунков
3.
творческая : тесты, кроссворды, тексты с ошибками.
Книга – важнейшее
средство информационного общения. В учебной книге моделируются жизнь, чувства,
мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех
доступных измерениях времени и пространства:
·
важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;
·
важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.
9.Информационные
технологии:
Информационные
технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ,
аудио, видео, кино).
Использование
продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска,
видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики
значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и
оттого относятся к ним с большим интересом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2019
Дата обновления: 19.03.2019
Дата публикации: 19.03.2019