20.03.2019
Интегрированный
открытый урок по русскому языку и .
окружающему миру
во 2 классе.
Тема урока:
Провела учитель
начальных классов
. МКОУ «Андийская СОШ №2»
Гамзатова Калимат Ахмедовна.
Тема урока:« В царстве
корней»
Цели урока:
· познакомить с признаками однокоренных
слов;
· учить выделять общую часть родственных
слов;
· развивать умение сравнивать слова,
подбирать однокоренные;
· развивать мышление, память, внимание,
орфографическую зоркость, речь;
· воспитывать трудолюбие, прилежание,
бережное отношение к воде, любовь к природе.
Оборудование:
· презентация «В царстве корней»;
· опорная таблица;
· учебник «Русский язык» 2 класс.
Интеграция:
русский язык, окружающий мир
Организация учебной
деятельности:
индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Ход урока:
Приветствие.
1. Сообщение темы и целей урока.
-
Громко прозвенел звонок –
Начинается
урок.
Мы пришли
сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем
старательно, слушаем внимательно.
- Ребята, сейчас у нас урок русского
языка. Мы продолжаем изучать тайны русского
языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
Сегодня мы
совершим путешествие в лесное царство корней.
(Слайд № 1)
- Сели ровно, приготовились к минутке
чистописания.
2. Чистописание
(Слайд № 2)
- Отгадайте загадку:
«Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает».
(Дерево)
- Объясните смысл загадки.
Дд до
дя
3. Комментированное письмо.
Дерево
живет корнями, а человек друзьями.
- Что это за высказывание?
(Пословица)
- Как вы её понимаете?
- Прокомментируйте, запишите.
- Проверьте друг у друга.
4. Работа по теме урока.
(Слайд № 3)
1) -Какие значения имеет слово
«корень»:
*подземная часть растения,
*часть волоса, зуба, ногтя,
*начало, источник чего-либо.
«Так же как и у кустов, корень есть у слов».
2) -Что же такое корень? Выделите главное.
Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились
корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень
разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А
так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть
родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю
однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и
округлый.
Делаем вывод:
«Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее
значение, называются родственными (однокоренными)».
3) Стр. 80 учебника, читаем правило.
-Как
называется общая часть?
-Какие слова
называются однокоренными?
На доску
вывешивается таблица:
родственные
словаблизкие
по смыслу общая часть
корень слова
4) Упр. 2, стр. 80.
5) Слово "корень" употребляют в
речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или
"зри в корень".
-Как вы думаете, когда так говорят?
Это означает: "Выдели самое
главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.
6) Слайд № 5:
«Как растут слова»:
Как-то много
лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Назовите
однокоренные слова.
Посадка, рассада, высадка, садовник,
садовод.
5.Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда
все дружно встали.
Ножками потопали 1-2-3,
Ручками
похлопали 1-2-3.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до
пяти считаем 1-2-3-4-5.
Открываем, поморгаем
И работать
продолжаем.
6.
Закрепление изученного материала.
1) - А сейчас мы подошли к лесной речке.
(Слайд № 6.)
- Найдите однокоренные слова на картинке и
запишите:
Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.
2) (Слайд № 7.)
- Собрались
у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на
солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями
разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной
пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему
прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников
искать?
· Кто же оказался чужаком среди
родственников воды?
· Почему гости не сразу приметили чужака?
· Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной,
обводить, провод).
. Запишите список родственников Воды: «Вода,
водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
· -Как пишутся корни в однокоренных
словах? (Одинаково.)
· Какое значение в жизни человека имеет
вода?
3)«Какое
слово лишнее?»
(Слайд № 8.)
Списать однокоренные слова, выделить корень.
Лес,
лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Гриб, грибок, грибной, грибница.
(Слайд № 10.)
4) Выписать однокоренные слова, выделить
корень.
Тот, кто с
гусятами близко знаком,
Знает:
гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто
близко знаком с гусаком,
К ним не
рискнет подойти босиком.
Гусята,
гуськом, с гусаком.
-Родня ли Гусеница Гусю? Почему?
5) Слайд № 11.
Найти семью родственных
слов.
Эту сказку
ты прочтешь
Тихо, тихо,
тихо...
Жили-были
серый еж
И его ежиха.
Серый еж был
очень тих,
И ежиха
тоже.
И ребенок
был у них -
Очень тихий
ежик.
Ёж,
ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
8.
Рефлексия.
· Какие слова называются родственными?
· Что такое корень слова?
МОЛОДЦЫ!
СПАСИБО ЗА УРОК!
9. Домашнее задание: Стр. 116, упр. 10.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.03.2019
Дата обновления: 20.03.2019
Дата публикации: 20.03.2019