Интегрированный открытый урок по русскому языку и . окружающему миру во 2 классе.

20.03.2019

Интегрированный открытый урок  по русскому языку и         .       окружающему миру

во 2 классе.

 

 

 

 Тема урока:

 

Провела учитель начальных классов

.                МКОУ «Андийская  СОШ №2»

                Гамзатова Калимат Ахмедовна.

                

Тема урока:« В царстве корней»

Цели урока:

·       познакомить с признаками однокоренных слов;

·       учить выделять общую часть родственных слов;

·       развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

·       развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;

·       воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.

Оборудование:

·      презентация «В царстве корней»;

·      опорная таблица;

·      учебник «Русский язык» 2 класс.

Интеграция:   русский язык, окружающий мир

Организация учебной деятельности:

 индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока:

Приветствие.

1.  Сообщение темы и целей урока.

-    Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

- Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского  языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.

(Слайд № 1)

- Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.

 2.    Чистописание

(Слайд № 2)

 - Отгадайте загадку:

 «Весной веселит, летом холодит,

  Осенью питает, зимой согревает».

(Дерево)

- Объясните смысл загадки.

Дд      до    дя

3.    Комментированное письмо.

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

- Что это за высказывание?

 (Пословица)

  - Как вы её понимаете?

  - Прокомментируйте, запишите.

  - Проверьте друг у друга.

 4. Работа по теме урока.

  (Слайд № 3)

   1)  -Какие значения имеет слово «корень»:

 *подземная часть растения,

   *часть волоса, зуба, ногтя,

   *начало, источник чего-либо.

 «Так же как и у кустов, корень есть у слов».

 2) -Что же такое корень?    Выделите главное.

   Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

 Делаем вывод:  «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».

3) Стр. 80 учебника, читаем правило.

-Как называется общая часть?

-Какие слова называются однокоренными?

На доску вывешивается таблица:

родственные словаблизкие по смыслу                     общая часть

    корень слова

 4) Упр. 2, стр. 80.

 5) Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".

   -Как вы думаете, когда так говорят?

   Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.

 6) Слайд № 5:

«Как растут слова»:

Как-то много лет назад

    Посадили странный сад.

 Не был сад фруктовым –

  Был он только словом. Хочу такой сайт

  Это слово – слово-корень,

  Разрастаться стало вскоре

   И плоды нам принесло –

  Стало много новых слов.

   Вот из сада

  Вам рассада.

   Вот еще посадки рядом.

  А вот садовод.

  С ним садовник идет.

 Очень интересно

 Гулять в саду словесном.

- Назовите однокоренные слова.

   Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.

5.Физкультминутка.

    Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

 Ножками потопали 1-2-3,          

Ручками похлопали 1-2-3.

 Покрутились, повертелись.

 И за парты все уселись.

   Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.

 Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6. Закрепление изученного материала.

1)    - А сейчас мы подошли к лесной речке.

(Слайд № 6.)

   - Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:                                               

 Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.

2) (Слайд № 7.)

- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула  на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

·     Кто же оказался чужаком среди родственников воды? 

·     Почему гости не сразу приметили чужака?

·     Не поможете ли вы ему найти родственников?

 (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

.  Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

·      -Как пишутся корни в однокоренных словах?  (Одинаково.)

·     Какое значение в жизни человека имеет вода?

3)«Какое слово лишнее?»

 (Слайд № 8.)

   Списать однокоренные слова, выделить корень.

 Лес,  лесной,  лестница,  лесник.

  Гора, гореть, горный, пригорок.

  Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

  Гриб, грибок, грибной, грибница.

 (Слайд № 10.)

 4) Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.      

      Гусята,  гуськом,  с  гусаком.

   -Родня ли Гусеница Гусю? Почему?

5) Слайд № 11.

Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

И его ежиха.

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

8. Рефлексия.

·     Какие слова называются родственными?

·     Что такое корень слова?

·     Какие слова называются однокоренными?

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

9. Домашнее задание: Стр. 116, упр. 10.

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

в царстве корней 2 кл.docx (скачать)

Дата создания: 20.03.2019

Дата обновления: 20.03.2019

Дата публикации: 20.03.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».