20.03.2019
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«АНДИЙСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД
«ПРИМЕНЕНИЕ
ИКТ
НА
УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ »
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ . Гамзатова Калимат Ахмедовна
1. Введение.
Информационная технология обучения –
это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и
технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные
сети) для работы с информацией.
Информационные
технологии обучения представляют собой приложение информационных технологий для
создания новых возможностей передачи знаний, восприятия знаний, оценки качества
обучения и развития личности обучаемого в ходе
учебно-воспитательного процесса.
Для
эффективного применения информационных технологий обучения учителю в первую
очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном
обеспечении.
Предметное
обучение реализует в своей основе общие тенденции развития образования, и
отражает такие явления, как увеличение интегративных процессов, углубление
дифференциации обучения, фундаментальности содержания предмета. В значительной
степени этому способствует технологизация обучения в условиях широкого
внедрения новых информационных технологий в практику преподавания начальных
классов. Компьютер может
использоваться на всех этапах процесса обучения : при объяснении (введении)
нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего
инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой)
среды.
В
функции учителя компьютер представляет:
-
источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу)
с учётом потребностей найти информацию энциклопедического характера;
-
индивидуальное информационное пространство;
-
тренажер при подготовке к различного рода промежуточным и итоговым
испытаниям;
-
средство диагностики и контроля.
В
функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
-
средство подготовки текстов, изображений, мультипликаций и т. д., их
хранения;
-
текстовый редактор;
-
графопостроитель, графический редактор;
-
вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в
различном виде при помощи средств математической обработки и
моделирования);
Функцию объекта
обучения компьютер выполняет при:
-
программировании, обучении компьютера заданным процессам;
-
создании программных продуктов;
-
применении различных информационных сред.
Сотрудничающий
коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой
аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в сети Internet.
2.
Преимущества ИКТ.
1).Познавательная деятельность.
Активизация
познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт:
-
высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке;
-
дифференциации вопросов к одному и тому же заданию;
-
подбора интересного материала;
-
более высокого темпа работы учащихся.
2).Повышение мотивации к предмету:
-посильности
заданий для каждого учащегося;
-
возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения;
-внедрения
диалоговой формы работы при выполнении задания;
-одновременного
слухового и зрительного восприятия материала;
-привлечения
личного опыта учащихся при работе над заданиями.
3).Экономия времени на объяснение
материала достигается путём:
-повышения
уровня структуризации урока (от общего к частному; от причины к следствию; от простого к сложному; от известного к
неизвестному; от интересного к ещё более интересному)
-увеличения
темпа работы;
-
повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…);
-активизации
работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.
4). Накопляемость оценок.
Увеличение
накопляемости оценок по предмету происходит благодаря:
-
посильной работе всех учащихся на уроке;
-
применению учащимися ИКТ в домашней работе;
-
выполнению учащимися творческих заданий;
-
самостоятельной инициативе учащихся по подготовке докладов, сообщений,
иллюстраций и др.
5).Комфортность на уроках.
Комфортность
на уроках увеличивается из-за:
-
учёта возрастных особенностей учащихся;
-
создания творческой атмосферы;
-
создания ситуаций успеха;
-
использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные
задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.)
-
использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным
опытом учащихся;
-
привлечения эмоционального отношения учащихся к содержанию урока;
-
установления связей урока с уроками по другим предметам.
6).Психологический фактор.
-Разнообразный
иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый
уровень, вызывает интерес детей.
-Нельзя
сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного
интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи
учебника, схем и таблиц.
7).Диагностика знаний.
Информационно-коммуникационные
технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной
информации при проведении:
-
контрольно-обобщающих уроков,
-
фронтальных опросов,
-
поурочных опросов,
-
программированных опросов.
Таким
образом, преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными,
многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной
проверки знаний, многообразие организационных форм работы обучающихся и методических приёмов в работе учителя. На
уроках и во внеурочное время можно использовать электронные учебники
,справочники и энциклопедии.
4.Существующие недостатки и проблемы
применения ИКТ
1. Нет
компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время
самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех
школах.
2.
У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются
компьютеры.
3. Недостаточная
компьютерная грамотность учителя.
4. Отсутствие
контакта с учителем информатики.
5. В
рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей
Интернет.
6. Сложно
интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
7. Не
хватает компьютерного времени на всех.
8. В
школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на
уроках.
9. При
недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку,
проверку характеристик ПК и т.п.
10. Существует
вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель
перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
5.Методические приёмы.
Образованный
человек стремится пополнить свои знания, быть в курсе основных событий,
происходящих в мире. Моя задача – содействовать формированию информационной
культуры школьников и компьютер становится хорошим помощником на этом пути. В
своей системе работы я использую компьютер в различных качествах:
·
Компьютер
– средство наглядности;
·
Компьютер
– беспристрастный экзаменатор;
·
Компьютер
– экскурсовод;
·
Компьютер
– источник информации;
·
Компьютер
– библиотека.
1.Использование
мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать
процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекания
процесса, попросить объяснить процесс.
2.Использование
компьютера учениками: при изучении текстового материала заполнить таблицу,
составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3.Контроль
знаний: тесты с самопроверкой.
4.Выступление
школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит
конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
6.
Проектирование уроков с использованием ИКТ.
Работа
учителя в компьютерной технологии включает в себя несколько функций:
1.Функция
организации учебного процесса на уровне класса в целом и учебного предмета. При
этом учителю необходимо выстраивать график учебного процесса, проводить внешнюю
диагностику, организовывать итоговый контроль.
2.
Функция индивидуального наблюдения за обучающимися, оказание помощи, контакт с
ребёнком, организация коммуникативных взаимодействий. С помощью компьютера
достигаются индивидуальные линии обучения.
3.Функция
подготовки компонентов информационной среды (различные виды учебного
демонстрационного оборудования, виртуальные наглядные пособия), связь их с
предметным содержанием определённого учебного курса. Компьютерная грамотность в этом случае
рассматривается как особая часть содержания компьютерной технологии. Она
требует от учителя и обучающихся активного, поступательного процесса
информатизации обучения.
7.Методические
материалы ИКТ, используемые в практике работы учителя английского языка.
Анализ
содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов
показывает, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые
могут эффективно применяться на уроках.. К таким объектам относятся:
-видеофрагменты
(фрагменты учебных, документальных фильмов), позволяющие наглядно показать
процессы, их механизм, а также явления, эксперименты, которые невозможно
показать другими методами;
-
фотографии;
-аудиоинформация
(пояснения к видео, к модели, фотографии, рисунку), при помощи которых возможно
сопровождение уроков;
-компьютерные
тесты (для отработки учебных умений, контроля качества знаний и уровня
сформированности умений).
6.
Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и
незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки,
составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над
информацией.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.03.2019
Дата обновления: 20.03.2019
Дата публикации: 20.03.2019