Доклад на ШМО на тему: «Современные образовательные технологии на уроках в начальных классах»
20.03.2019
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Республики Дагестан «Андийская СОШ №2»
Доклад на ШМО
на тему:
«Современные
образовательные технологии на уроках в начальных классах»
Подготовила:
учитель
начальных классов Гамзатова К.А.
2017-2018 учебный год
Преобразования, происходящие во всех
сферах российского общества – экономической, социальной, политической,
культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую
интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее
процветания и развития.
Перед образовательными учреждениями
ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без
разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
Школа призвана подготовить ребенка к
жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития, то есть, к жизни в
мире, о котором сам учитель не имеет четкого представления.
Особую актуальность сегодня приобретают
педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько
на усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких
педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять,
проявить и реализовать себя.
Обратимся, прежде всего, к самому
понятию «технология», «педагогическая технология».
Технология - это
совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - совокупность
психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку
форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
В современной начальной школе на первое
место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных
технологий выделяют:
·
Личностно-ориентированное
обучение.
·
Здоровьесберегающие
технологии.
·
Информационно-коммуникационные
технологии.
·
Технологию
уровневой дифференциации.
·
Игровые
технологии.
·
Коллективную
систему обучения.
·
Технологию
проектной деятельности.
·
Систему
инновационной оценки «портфолио».
Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение – это такое
обучение, где во главу ставится личность ребенка, ее самобытность,
самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем
согласовывается с содержанием образования.
Личностно-ориентированные технологии
ставят в центр всей образовательной
системы - личность обучаемого,
обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию
её природных способностей.
Обучающийся в рамках этой технологии не
просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство
достижения чего-либо отвлечённого.
В рамках личностно-ориентированного
обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое
обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, проектную деятельность.
Эти технологии позволяют приспособить
учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения
различной сложности, специфическим особенностям каждого класса.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии являются
первостепенными в ХХІ веке.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии
– это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые
направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о
здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Существуют различные типы
технологий:
Здоровьесберегающие
(профилактические
прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация
здорового питания).
Оздоровительные (физическая
подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж,
фитотерапия).
Технологии
обучения здоровью
(включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
Воспитание
культуры здоровья
(факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и
внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали).
Информационно-коммуникационные
технологии
Информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию
информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение,
раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства
электронной связи.
Без новых информационных технологий уже
невозможно представить себе современную школу.
Использование ИКТ на уроках в начальной
школе помогает обучающимся ориентироваться в информационных потоках окружающего
мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения,
позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование
ИКТ позволяет учителю проводить уроки:
·
на
высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
·
обеспечивает
наглядность;
·
привлекает
большое количество дидактического материала;
·
повышает
объём выполняемой работы на уроке в 1,5
раза;
·
обеспечивает
высокую степень дифференциации обучения.
Применение
ИКТ:
·
расширяет
возможность самостоятельной деятельности;
·
формирует
навык исследовательской деятельности;
·
обеспечивает
доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам;
·
способствует
повышению качества образования.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий
обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их
контингента.
Технология дифференцированного обучения
представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов
дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного
процесса.
Показатель эффективности реализации:
·
Повышается уровень мотивации учения.
·
Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и
способностей.
·
Реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих
способностях, слабые получают возможность испытывать
учебный yспex.
Технология использования игровых методов
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая
игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на
уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство
побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной
форме занятий проходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед обучающимися
в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется
правилам игры;
• учебный материал используется в
качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводятся
соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд
игровых;
• успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
Коллективный способ обучения
Коллективный
способ обучения
– это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения,
которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную,
групповую и коллективную.
В процессе обучения идет индивидуальное
развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию
обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном
процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и
профессиональные умения педагога.
Достоинствами технологии являются:
- активность каждого ученика в
постижении передаче знаний в процессе обучения;
- возможность усвоения учебного
материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями
личности обучаемого;
- сотрудничество обучающихся, коллективизм,
взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного
воспитания;
- демократический стиль общения:
учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.
Данная технология основывается на таких
педагогических принципах:
•
Принцип всеобщего сотрудничества и
взаимопомощи.
На уроках ученики общаются друг с
другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они
включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения,
взаимоподдержке.
•
Принцип педагогизации каждого участника
учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности,
умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше
знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок
раскрывается, становится раскованным.
•
Принцип коллективной деятельности. Каждый
принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе,
появляется уверенность.
Технология проектной деятельности
Проектная
деятельность - это
образовательная технология, нацеленная на приобретение обучающимися новых
знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений
и навыков.
Проект – форма организации совместной
деятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися
комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект
это -
·
отражение
интересов участников;
·
организованная
«самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории
решения проблемы», разработки «своего» плана действий);
·
работа
в команде (роли лидера-организатора, исполнителя, резонера, эксперта,
исследователя, оформителя и т.д.);
·
творческая
лаборатория (многовариантность путей решения, поиск альтернатив, принцип
оригинальности);
·
организация
ценностных смыслов (социальная значимость), формирование «гражданского
сознания», опыт «социальной коммуникации»;
·
свободный
выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности;
·
включение
всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность;
·
систематическое
отслеживание результатов работы, презентации;
·
фиксированное
время, контроль и рефлексия.
Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»
Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ
фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных
достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио не только является современной
эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
·
поддерживать
высокую учебную мотивацию школьников;
·
поощрять
их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
·
развивать
навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
·
формировать
умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную
деятельность;
·
содействовать
индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
·
закладывать
дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.03.2019
Дата обновления: 20.03.2019
Дата публикации: 20.03.2019