20.03.2019
МКОУ
«АНДИЙСКАЯ СОШ №2»
БОТЛИХСКОГО РАЙОНА РД
План урока
информатики в 9 классе
на тему
«Системы счисления.
Двоичная система
счисления».
Подготовил учитель информатики
Магомедов У.М.
План-конспект урока в 9 классе.
Тема
урока: Системы счисления. Двоичная
система счисления.
Цели
урока:
- Ввести понятие
«Система счисления (СС)». Научиться переводить целые числа из десятичной
СС в двоичную СС и обратно.
- Развить логическое
мышление.
- Воспитать
уверенность в своих силах.
Задачи
урока:
- Активизация и развитие познавательных процессов
учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности,
сообразительности и т.д.);
- Изучение нового материала;
- Развитие логического мышления;
- Создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока,
благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся;
- Внедрение
компьютерных технологий в процесс обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный
момент урока (2мин)
Сообщение темы (Слайд 1),
целей (Слайд 2) и задач (Слайд 3) урока.
2. Развитие
логического мышления. (5мин)
– Прежде чем перейти к изучению нового
материала, давайте проведем небольшую разминку для нашего мозга. Я предлагаю
вам решить вот такую логическую задачу:
"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3
палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата". (Слайд 4)
– Переложили? Проверьте, что у вас получилось. (Слайд
9)
– Молодцы! Итак, разминку мы провели, теперь можно
приступать к изучению нового материала.
3. Объяснение
нового материала.(25 мин)
– Скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужны числа?
–
Действительно, для записи информации о количестве объектов используют числа.
Давайте посмотрим числа арабские, к которым мы привыкли и которыми пользуемся
каждый день и числа римские. Они отличаются? Чем?
–
Правильно, записываются по-разному.
Итак,
числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются
системами счисления.
Давайте
запишем определение систем счисления (Слайд 5).
Система
счисления – это знаковая система, в
которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов
некоторого алфавита, называемых цифрами.
Все системы счисления делятся на две большие группы:
позиционные и непозиционные системы счисления. (Слайд 5) (Зарисовать в тетрадь
схему)
В позиционных СС количественное значение цифры зависит
от ее положения в числе. (Записать в тетрадь)
– Как вы думаете, а в непозиционных? (слайд 5)
(Записать в тетрадь)
Рассмотрим вначале позиционные СС, например десятичную
СС. Число 579. Цифра 5 обозначает пять сотен, 7 – семь десятков, 9 – девять
единиц.
Если поменять местами цифры, например, 5 и 7, то цифра
5 – станет обозначать пять десятков, 7 – семь сотен. (Записать пример в
тетрадь)
– Одним из примеров непозиционных СС является римская СС (римские числа). Давайте
подробнее рассмотрим, по какому принципу образуются числа в римской СС.
В римской СС числа получаются путем прибавления или
вычитания. Например, число IX (9)
получается путем вычитания единицы из десяти. Теперь переставим единицу слева
направо, получили число XI (11) путем
прибавления единицы к десяти. Таким образом, дописывая цифру справа от числа,
прибавляем её, дописывая цифру слева от числа, отнимаем её. При этом
количественное значение цифры от её положения в числе не изменяется. (Записать
в тетрадь с слайда пример)
Запишем примеры позиционных и непозиционных СС. (Слайд
6) (Продолжить схему, которую начали на слайде 5 в тетради)
Обратите внимание, что в позиционных СС основание
системы равно количеству цифр (знаков в её алфавите) и определяет во сколько
раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях.
Вся информация в компьютере представлена в виде
двоичного кода. Компьютер переводит информацию (числовую, текстовую,
графическую, звуковую, видео) в последовательность нулей и единиц. Давайте
посмотрим, как можно перевести числа из привычной нам десятичной СС в двоичную
СС.
Для начала рассмотрим перевод целых чисел из
десятичной СС в двоичную (слайд 7).
Алгоритм перевода:
- Последовательно
выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых
частных на основание системы (на 2) до тех пор, пока не получится частное,
меньшее делителя, то есть меньшее 2.
- Записать полученные
остатки в обратной последовательности.
Теперь рассмотрим обратную задачу – перевод чисел из
двоичной СС в десятичную. (Слайд 8)
Алгоритм перевода:
- Двоичное
число записать в развернутой форме.
Давайте вернемся в курс математики и вспомним, как
записывается число в развернутой форме. (Пройти по гиперссылке «развернутой
форме»).
Запишем число 579 в десятичной СС в развернутой форме.
Мы уже с вами выяснили, что в э том числе цифра 5
означает 5 сотен, 7 – семь десятков, 9 – девять единиц. Число 579 записано в
привычной для нас свернутой форме. Мы настолько привыкли к такой форме записи,
что уже не замечаем, как в уме умножаем цифры числа на различные степени числа
10.
В развернутой форме записи числа такое умножение
записывается в явной форме (Слайд 11).
Аналогично, и для двоичной СС. В двоичной СС основание
равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1). Следовательно, числа в
двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней
основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1 (Слайд
11).
Итак, вернемся к нашему примеру (через гиперссылку
«назад») запишем число 11101001 в развернутой форме. (слайд 8)
- Произвести
вычисления.
(Слайд 8)
– Теперь вы умеете переводить числа десятичной СС в
двоичную СС и обратно. Давайте решим два примера на закрепление ваших знаний.
Примеры
для самостоятельного решения и закрепления изученного материала. Перевести из
десятичной СС в двоичную число. (Слайд 9)
– Решили? Теперь проверьте себя.
4.
Подведение итогов урока. (5мин)
– Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу и
узнали много нового. Что для вас было новым? Что вы узнали?
Узнали, что числа записываются с использованием особых
знаковых систем, которые называются системами счисления.
Все системы счисления делятся на две большие группы.
Какие? (Позиционные и непозиционные).
Научились переводить числа из десятичной СС в двоичную
и обратно.
5.
Домашняя работа (Слайд 10). (3 мин)
– Открываем дневники, записываем домашнее задание:
выучить конспект, решить примеры в тетради.
– В тетрадь запишите примеры.
– Урок окончен. До свидания.
Приложение
1
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.03.2019
Дата обновления: 20.03.2019
Дата публикации: 20.03.2019